Наглядно-действенное мышление детей с недостатками зрения

Наглядно-действенное (практическое) мышление и исторически, и онтоге­нетически является наиболее ранним видом мышления человека. Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделя­ется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки наглядно-действенного мышления наблюдаю уже у 7-месячных детей, и до 3 лет оно активно развивается. Перво­начально ребенок решает задачи, непосредственно действа предметами, иг­рушками.

Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется когда, когда ре­бенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в со­стоянии строить гипотезы и проверки их в процессе непосредственной практи­ческой деятельности. И тогда это называют фазой «ручного мышления».

Уже в 3–5-лет возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, соби­рает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие вопросы: из чего состоит, как сделана и т. п.

Речь в наглядно-действенном мышлении участвует в мены степени, чем в других видах мышления, особенно в словесно-логическом. Важное значение в развитии мышления имеют сформированность и точность представлений о предметах и объектах окружающей действительно­сти.

Отсутствие (у слепых) или неполноценность зрительного восприятия (у слабовидящих), вследствие этого пассивность и бедность предметно-практиче­ского опыта затрудняют формирование представлений о предметах и объектах окружающего мира. Это в свою очередь задерживает формирование и разви­тие наглядно-действенного мышления у детей с нарушением зрения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)