Мыслительная организация языкового общения

Здесь надо ввести второй уровень организации, а именно организации мыслительной. Речь-язык (речевое поведение, организованное нормами языка) становится объектом вторичной организации (рис. 9). Символ, нарисованный на схеме (две дуги, лежащие на разных уровнях), свидетельствует, что имеет место двухуровневая организация. Первый уровень – организация речи, а второй уровень организует более сложный феномен – речь-язык.

Мыслительная организация языкового общения

Это можно показать на примере технологии: для того, чтобы сделать стол, нужно не один раз обработать материал (организовать его). Надо сначала дерево превратить в доски – это одна организация, но стол от этого еще не появится. Нужно второй раз организовать из этих досок некоторую конструкцию. Так и здесь – первый раз речь организована нормами культуры и языка, а второй раз речь организовывают нормы мышления. Мыслительная организация не есть организация языковая. И в этом плане мышление как форма организации не тождественно культуре (например, языковой культуре). Для того, чтобы пояснить, в чем суть мыслительной организации, сделаем небольшое отступление.

Интересно
Впервые различил язык и мышление (увидел, что это разные формы организации) Аристотель. А Юрий Васильевич. Громыко в ходе сравнительных обсуждений текстов Платона и Аристотеля придумал такую байку. «У Аристотеля всегда было очень плохо с пониманием. Понимание у людей организовано по-разному. Некоторые быстро понимают, другие – медленно.

Некоторые схватывают общий смысл дела, а потом понимают детали, а некоторые углубляются в детали и теряют общий смысл и т. д. И когда у Платона шел “семинар”, то Аристотель “не въезжал”. Они разговаривали, спорили друг с другом, а ему все время чего-то не хватало. Он все время хотел организовать этот процесс. Он сильно надоел Платону тем, что требовал особой организации этой работы, организации, которая в последствии стала основанием логики и силлогистики. Аристотель утверждал, что нужно строить доказательство некоторым особым методом, что нельзя, нечто обсуждая, двигаться хаотически, надо двигаться организованно, и у этой организации, которая потом превратилась в логику, есть строго определенные правила.

Сейчас эти правила расписаны. Из курса логики известны такие структуры силлогизмов: “Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен”. И вот Аристотель настаивал на том, что (теперь уже) коммуникация, т. е. специально организованное для цели получения нового результата речевое и языковое взаимодействие, должно быть специально организовано. А на вопрос “как?” Аристотель отвечал: “С помощью норм логики”, которые не тождественны нормам языка».

Это не язык требует так строить рассуждение, что сначала вводится большая посылка, затем малая, а затем делается вывод. Нет, этого требуют цели обоснования, доказательства, опровержения и получения истинного результата. Язык не имеет никакого отношения к истине. Люди говорят на одном и том же русском языке, который организован, нормирован.

В нем есть целый пласт значений. Но при этом они одинаково могут говорить как истину, так и ложь на этом же самом русском языке. А вот цель и установка – говорить не просто на русском языке, а говорить нечто доказательно, обоснованно, приходить к некоторому результату, который был бы связан с посылками и мог бы быть любым другим проверен на истинность ложность, – это и есть вводить другую организацию, не языковую. И собственно ее впоследствии и назвали мышлением.

Таким образом, мышление есть такая особая организация доказательства, опровержения, т. е. языковых конструкций речевого поведения, которые подчиняются требованиям достижения истинности и некоторого обоснованного, доказательного результата рассуждения. Поэтому на втором уровне появляется особая область рассуждений, доказательств, опровержений и т. д., которая, будучи предметом организационной работы мыслителей, в частности логиков, тоже приобретает особую организацию. Это есть мыслительная организация речевого поведения. Но теперь уже не просто речевого поведения, а нижней связки «язык – речь» (см. рис. 9).

История философии свидетельствует, что долгое время ученые и философы думали, что мыслить можно только по схемам силлогизмам. И в Средние века даже были примеры, когда сжигали за то, что человек рассуждал не по этим схемам. Но позже стало ясно, что мышление может быть организовано не только аристотелевской логикой.

Возникла неклассическая логика, и стало понятно, что сфера мыслительной организации не сводится к логике. Хотя до сих пор можно слышать в аудитории такие реплики: «Определите ваши понятия», «А какими понятиями вы пользуетесь?» или «Вы нелогично рассуждаете!» и «Вы противоречите сами себе!» – это и есть наследие Аристотеля. В каждом современном человеке сидит такой маленький Аристотель, который требует при рассуждении, при доказательстве опираться на определенные нормы логики.

Но логика может быть разной. И само рассуждение – мыслительное движение – может быть организовано по-разному, не только схемами силлогизмами. Тем не менее байка про Аристотеля – пример, позволяющий пояснить, что мыслительная организация не тождественна языковой. Но, с одной стороны, Аристотель это различил, а с другой – ему так и не удалось это различить. Он считал, что мир устроен как система языка, родовидовым образом.

И логику родовидового мышления проецировал на мир, полагая, что мир устроен так же, как строится рассуждение. И рассуждать следует по схемам силлогизмам, потому что мир так устроен. Итак, заслуга Аристотеля заключается в том, что он ввел различение языковой и мыслительной организации речи. Но мыслительно организованное рассуждение еще не есть коммуникация!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)