Модели образовательной среды

В результате анализа ряда исследований выделены и систематизированы некоторые типы моделей образовательной среды. Экологоличностная модель образовательной среды (В.А. Левин). Под образовательной средой (или средой образования) подразумевается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Основное требование к образовательной среде заключается в обеспечении комплекса возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Обозначены четыре базовых типа образовательных сред: догматическая, карьерная, безмятежная, творческая.

Выделены также структурные компоненты образовательной среды:

  • пространственно-предметный компонент;
  • социальный компонент;
  • психодидактический компонент.

В модели В.А. Левина понимание образовательной среды строится на взаимодополнении двух данностей: данности мотивов и потребностей индивида и заданности определенных свойств (качеств) внешнего мира, предоставляющих (или, напротив, ограничивающих) возможности для его обучения и развития. Такое взаимодополнение складывается во взаимодействии (жизнедеятельности) индивида с внешним миром.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды (В.В. Рубцов). С точки зрения автора модели, среда в образовании является специфической организацией, обеспечивающей развитие и функционирование человека, а фактически – передачу норм жизнедеятельности от взрослого к ребенку. Это полиструктурная система прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих психолого-педагогические установки учителей (явно или неявно представленные), характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в школе.

В эту систему также входит форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общности между учениками и учителем и между собой, обеспечивающие передачу ученикам необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания, умения и навыки учебной и коммуникативной деятельности.

Структурные компоненты образовательной среды:

  • социально-психологическая структура коллектива;
  • внутренняя направленность школы;
  • психологический климат;
  • психологическая организация передачи знаний;
  • психологические характеристики учащихся.

На основании зарубежных исследований по оценке эффективности школы как социальной системы автором данной модели выделены критерии образовательной среды, к которым относится интеллектуальное, социальное и личностное психическое развитие. В модели В.В. Рубцова определение среды дается в рамках внутренних целевых установок функционирования школы как организации.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды (В.И. Слободчиков). В качестве базового понятия у автора этой модели, как и у В.В. Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Компоненты образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный.

Параметры (показатели) образовательной среды:

  • насыщенность среды (ресурсный потенциал);
  • структурированность среды (способ ее организации).

Образовательная среда в данной модели представляет динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося. Психо-дидактическая модель образовательной среды (В.В. Давыдов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов) рассматривается в рамках парадигмы развивающего образования для обучения и развития детей с признаками одаренности.

Под образовательной средой понимается система (или совокупность) влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия еще не проявившихся способностей учащихся и педагогов, и для развития уже проявившихся у них способностей в соответствии с присущими каждому из них природными задатками, интересами и склонностями, с одной стороны, образовательными целями данного учреждения — с другой.

Структура образовательной среды включает в себя следующие компоненты:

  • пространственно-предметный;
  • социальный;
  • психо-дидактический (технологический).

Основное требование к образовательной среде — предоставлять учащемуся условия для решения соответствующих психологических задач развития. Понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательной организации. Экопсихологическая модель образовательной среды (В.И. Панов). Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда».

Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность и для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Основные структурные компоненты образовательной среды:

  • деятельностный компонент (совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся);
  • коммуникативный компонент (пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами);
  • пространственно-предметный компонент (совокупность пространственно-предметных средств, обеспечивающих возможность востребованных действий и поведения субъектов образовательной среды).

Ключевые понятия: «территориальность», «персонализация», «местоситуация» и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)