Модели образовательной среды
В результате анализа ряда исследований выделены и систематизированы некоторые типы моделей образовательной среды. Экологоличностная модель образовательной среды (В.А. Левин). Под образовательной средой (или средой образования) подразумевается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Основное требование к образовательной среде заключается в обеспечении комплекса возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Обозначены четыре базовых типа образовательных сред: догматическая, карьерная, безмятежная, творческая.
Выделены также структурные компоненты образовательной среды:
- пространственно-предметный компонент;
- социальный компонент;
- психодидактический компонент.
В модели В.А. Левина понимание образовательной среды строится на взаимодополнении двух данностей: данности мотивов и потребностей индивида и заданности определенных свойств (качеств) внешнего мира, предоставляющих (или, напротив, ограничивающих) возможности для его обучения и развития. Такое взаимодополнение складывается во взаимодействии (жизнедеятельности) индивида с внешним миром.
Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды (В.В. Рубцов). С точки зрения автора модели, среда в образовании является специфической организацией, обеспечивающей развитие и функционирование человека, а фактически – передачу норм жизнедеятельности от взрослого к ребенку. Это полиструктурная система прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих психолого-педагогические установки учителей (явно или неявно представленные), характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в школе.
В эту систему также входит форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общности между учениками и учителем и между собой, обеспечивающие передачу ученикам необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания, умения и навыки учебной и коммуникативной деятельности.
Структурные компоненты образовательной среды:
- социально-психологическая структура коллектива;
- внутренняя направленность школы;
- психологический климат;
- психологическая организация передачи знаний;
- психологические характеристики учащихся.
На основании зарубежных исследований по оценке эффективности школы как социальной системы автором данной модели выделены критерии образовательной среды, к которым относится интеллектуальное, социальное и личностное психическое развитие. В модели В.В. Рубцова определение среды дается в рамках внутренних целевых установок функционирования школы как организации.
Образовательная среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Компоненты образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный.
Параметры (показатели) образовательной среды:
- насыщенность среды (ресурсный потенциал);
- структурированность среды (способ ее организации).
Образовательная среда в данной модели представляет динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося. Психо-дидактическая модель образовательной среды (В.В. Давыдов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов) рассматривается в рамках парадигмы развивающего образования для обучения и развития детей с признаками одаренности.
Под образовательной средой понимается система (или совокупность) влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия еще не проявившихся способностей учащихся и педагогов, и для развития уже проявившихся у них способностей в соответствии с присущими каждому из них природными задатками, интересами и склонностями, с одной стороны, образовательными целями данного учреждения — с другой.
Структура образовательной среды включает в себя следующие компоненты:
- пространственно-предметный;
- социальный;
- психо-дидактический (технологический).
Основное требование к образовательной среде — предоставлять учащемуся условия для решения соответствующих психологических задач развития. Понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательной организации. Экопсихологическая модель образовательной среды (В.И. Панов). Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда».
Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность и для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
Основные структурные компоненты образовательной среды:
- деятельностный компонент (совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся);
- коммуникативный компонент (пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами);
- пространственно-предметный компонент (совокупность пространственно-предметных средств, обеспечивающих возможность востребованных действий и поведения субъектов образовательной среды).
Ключевые понятия: «территориальность», «персонализация», «местоситуация» и др.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу