Мозаика и фрески

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов – мозаика и фрески. Только пять древнерусских храмов были украшены мозаиками, и лишь в одном, киевской Софии, они сохранились.

Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи. После распада Киевской Руси ее перестали использовать, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Техника изготовления ее была такова.

Исходное сырье – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов – чтобы придать окраску.

Интересно
Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику, и она светилась всеми цветами радуги. Фреска – менее дорогой и менее сложный вид настенной живописи, хотя и он требует большого мастерства, а главное – быстроты и точности в работе. Фресковая живопись наносится на ещё не высохшую, сырую, штукатурку поверх предварительно сделанного рисунка. Качество фрески во многом зависит от качества штукатурки. Работать красками можно было до тех пор, пока не высохла штукатурка. Исправления во фресковой живописи недопустимы.

При несомненных своих преимуществах фрески имеют существенный недостаток: со временем известь, содержащаяся в штукатурке и красках, частично съедает цвет. Поэтому фрески выглядят слегка поблёкшими.

Конечно, древнерусская живопись не проста для понимания. Русский философ Трубецкой очень точно выразил ее суть – “умозрение в красках”. Средневековая русская живопись представляет собой систему сложных религиозных идей, заключенных в прекрасную художественную форму.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)