Московия

К концу XV века Московская Русь становится Московской именно в том смысле, что ее центр не сопоставим с ролью других городов страны. Все импульсы государственной жизни исходят из Москвы и направлены на неё. Такая же ситуация сложилась и в культуре.

В Московии, как и в Киевской Руси, продолжала править династия Рюриковичей. Московский период был эпохой развития единой русской культуры. После татаро-монгольского нашествия Москва соперничала с Владимиром, Новгородом, Тверью. И каждый раз соперничество заканчивалось одним и тем же итогом – подчинением местного центра Москве.

Причем подчинение было не только политическим. Одновременно с расширением Московского княжества и всё большей его централизацией происходила унификация культуры. К примеру, в XIV–XV веках своеобразие Новгорода, Пскова, Твери было очень заметно. Это были культурные центры со своим уникальным искусством.

А присоединение различных земель и княжеств к Московскому княжеству достаточно быстро приводило к тому, что их культура приобретала московские черты. Для западного человека Московия воспринималась как варварская страна, окруженная дремучими лесами и болотами. Конечно, Московская Русь варварской не была. Но своеобразие ее по отношению к Западу выражено было очень ярко. Состояло оно в однородности русской культуры (которая была присуща и Киевской Руси). Однородность эта базировалась на крестьянскости. В Московии окрестьянены были все сословия: и горожане, и духовенство, и воины-землепашцы. Не был исключением и царь (великий князь).

Царственность московских царей была патриархальной. Все подданные московского царя воспринимали себя в качестве его детей. Соответственно по отношению к царю у них могли быть одни обязанности, и никаких прав. Право казнить или миловать принадлежало только царю. Он бывал грозным – как Иван IV, или тишайшим – как Федор Иоаннович.

Интересно
Связи между людьми строились в Московской Руси по аналогии с родственными. Всеобщим отцом был царь-батюшка, но и его бояре и воеводы тоже опекали подвластных им людей, как отцы опекают свои семейства.Всё Московское царство можно уподобить одной большой семье. Такая семейственность, увы, не служила препятствием ни грубости, ни жестокости, ни корыстолюбию отцов-властителей в отношении детей-подвластных.

Культура все больше подчиняется интересам государства. Между церковным “верхом” и фольклорным “низом” практически не было “середины” культуры воинского сословия и горожан. Как раз тех слоев, чья культура тяготеет к индивидуально-личностному началу. Поэтому понятно, что это начало в нашей культуре получило несравненно меньшее развитие, чем на Западе. Новому положению Руси и ее монарха соответствовала и его резиденция – Московский Кремль. Архитектурный ансамбль Кремля олицетворял силу и мощь Московии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)