Морской транспорт и его особенности

Морской транспорт выполняет следующие три функции: обеспечивает морские международные связи (перевозки) страны; удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (плавание судов между портами разных или смежных морских бассейнов); выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей.

Преимущества морского транспорта:

  • является основным внешнеторговым транспортом;
  • практически не ограничена его линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъемности;
  • незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок;
  • обеспечивает большую дальность перевозок (средняя дальность перевозок грузов составляет 3567 км).

Недостатки морского транспорта:

  • зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода);
  • значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот.

На морском транспорте применяются следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов:

  • водоизмещение судна (масса вытесненной судном воды – равно массе судна в тоннах); полная грузоподъемность, или дедвейт судна (максимальное количество груза в тоннах, а также запасы топлива, воды и грузов снабжения, которые может принять судно); чистая грузоподъемность (максимальное количество груза в тоннах, которое судно может принять к перевозке);
  • грузовместимость судна (объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах);
  • коэффициент ходового времени (отношение ходового времени к общей продолжительности рейса);
  • коэффициент балластного пробега (отношение балластного пробега к общему пробегу судна);
  • коэффициент загрузки судна (отношение массы фактически принятого судном груза к чистой грузоподъемности судна);
  • производительность 1 т грузоподъемности судна (отношение тонно-миль к числу затраченных тоннаже-суток за определенный период времени);
  • грузооборот порта (общее количество грузов, проходящее через его причалы за год);
  • пропускная способность транспортно-перегрузочного комплекса (ТПК) (максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за определенный период времени);
  • установленная мощность (оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота);
  • пропускная способность порта (складывается из пропускной способности отдельных ТПК);
  • валовая интенсивность грузовой работы (отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно, к полному времени пребывания судна в порту, т.е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода от порта).

На морском транспорте, помимо общих экономических показателей, применяются также следующие валютно-финансовые показатели: валовой доход в иностранной валюте (слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа – неустойки, выплачиваемой судовладельцу грузовладельцем за простой судна в порту сверх установленного договором срока; расходы судна в иностранной валюте (связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных портах); чистая валютная выручка (разность между доходами и расходами в иностранной валюте); валютная эффективность (отношение расходов в рублях на чистую валютную выручку).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)