Миросистемный анализ И. Валлерстайна

Ведущим представителем современной неомарксистской исторической социологии является И.Валлерстайн. Свою научную деятельность этот социолог начал в 60-е годы исследованием экономических проблем развивающихся стран Африки.

С 70-х годов он работал над получившей широкую известность теорией миросистемы. Первый том книги Валлерстайна “Современная миросистема” был опубликован в 1974 г., а в 1980 и 1989 годах были изданы еще два тома.

Среди источников его теории можно назвать прежде всего марксизм и некоторые идеи М.Вебера. Кроме того, заметное влияние на Валлерстайна оказали работы французского историка Ф.Броделя, изучавшего динамику капиталистической цивилизации, и латиноамериканских экономистов, сформулировавших “теорию зависимости”.

Предложенная Валлерстайном теория миросистемного анализа ставит под сомнение способы структурирования знания в социальной науке, которые сложились в середине XIX века и, как утверждает этот социолог, продолжают существовать и поныне. Валлерстайн выступает против чрезмерной специализации различных научных дисциплин и считает границы между этими дисциплинами во многом искусственными и надуманными.

По мнению Валлерстайна, на место антропологии, экономики, политологии и социологии должна прийти единая социальная наука. Особое внимание этот исследователь уделяет взаимоотношениям между понимаемой таким образом социальной наукой и историей. В данном случае он также настаивает на необходимости преодоления междисциплинарных границ. Согласно Валлерстайну, всякое социальное исследование с необходимостью является историческим.

Как отмечает Валлерстайн, объектом изучения в социальной науке неизменно выступало “общество”, которое так или иначе соотносилось с государством. Широкое распространение получило представление о том, что государство и образующее его основу общество должны выступать основной единицей научного анализа.

Интересно
По мнению американского социолога, “без явного утверждения этого на теоретическом уровне историки и социальные исследователи пришли к тому, чтобы рассматривать современные суверенные государства, гипотетически распространенные назад во времени, как базовые социальные целостности, внутри которых происходит социальная жизнь”.

Валлерстайн полностью отвергает такой подход. В качестве основной единицы анализа он рассматривает “историческую систему”. Данный термин охватывает как догосударственные социальные образования (минисистемы), так и системы, состоящие из множества государств (мирэкономики). Лишь один из типов исторической системы (мир-империя) полностью совпадает с государством.

Прежде всего Валлерстайн проводит различие между мир-империей и мир-экономикой. Согласно его концепции, мир-империя основывается на политическом господстве над покоренными народами. Экономический обмен в рамках такой империи в значительной степени регулируется государственной бюрократией. Примером мир-империи служит Валлерстайну главным образом Древний Рим.

В то же время в прошлые исторические эпохи могли одновременно существовать несколько мир-империй, например, Римская и Китайская, которые были практически полностью изолированы друг от друга. Как отмечает Валлерстайн, вплоть до XVI века в Европе продолжались попытки воссоздания единой империи, но все они завершились безрезультатно. Начиная с XVI столетия происходит формирование нового типа миросистемы – мировой капиталистической экономики.

Валлерстайн разделяет восходящую к М.Веберу идею исторической уникальности западной цивилизации. Но если Вебер рассматривал специфические черты как экономической жизни, так и политической и культурной сфер в странах Запада, то Валлерстайн подчеркивает прежде всего особенности экономического развития Западной Европы, позволившие ей стать ядром мировой капиталистической системы.

Как пишет Валлерстайн: “современная миросистема родилась из консолидации мировой экономики. Вследствие этого у нее было время достичь своего полного развития в качестве капиталистической системы.

По своей внутренней логике эта капиталистическая мировая экономика затем расширялась и охватила весь земной шар, поглощая при этом все существующие мини-системы и мир-империи. Поэтому на конец XIX в. впервые за все время на земном шаре существовала только одна историческая система. И сегодня мы еще находимся в той же ситуации”.

Характеризуя мировую капиталистическую систему, Валлерстайн выделяет в ней ядро, полупериферию и периферию. Ядро системы образуют экономически развитые страны, подвергающие эксплуатации менее развитые периферийные регионы.

Валлерстайн отказывается от точки зрения классического марксизма, согласно которой распространение капиталистических отношений неизбежно вело к разрушению всех докапиталистических экономических укладов. Он не принимает линейную схему из нескольких обязательных для всех обществ стадий развития, которая была характерна как для марксизма, так и для теории модернизации.

Интересно
По мнению Валлерстайна, мировая капиталистическая система одновременно включала в себя несколько способов производства. Если в странах ядра устанавливаются капиталистические отношения, то для периферийных зон характерно преобладание принудительного труда в форме крепостничества или рабства.

Как утверждает Валлерстайн: “Капиталистический способ производства вовсе не основывается на свободных труде и земле. Скорее, это способ производства, который сочетает труд пролетариев и вовлеченную в коммерческий оборот землю с другими формами оплаты труда и собственности на землю”. При этом периферия, где преобладает несвободный труд, является неотъемлемым элементом миросистемы.

Полупериферийные регионы занимают промежуточное положение в миросистеме: они не столь экономически развиты, как ядро системы, и в них в большей степени сохраняются феодальные пережитки.

Интересно
Согласно Валлерстайну, “вполне можно доказать, что мироэкономика с экономической точки зрения работала бы ничуть не хуже, если бы полупериферии не существовало. Но она была бы куда менее политически стабильна, потому что отсутствие полупериферии означало бы поляризованную миросистему.

Существование третьей категории означает именно то, что верхний слой не сталкивается с объединенной оппозицией всех остальных, потому что средний слой является одновременно эксплуатируемым и эксплуатирующим”. Таким образом, полупериферии отводится в миросистеме место, аналогичное тому, которое занимает, согласно более традиционным марксистским подходам, средний класс в рамках отдельного государства.

Важнейшими предпосылками формирования мировой капиталистической экономики Валлерстайн считает географическую экспансию европейских стран, развитие международного разделения труда и усиление государственной власти в странах ядра мировой системы. Географическая экспансия привела к захвату колоний, включенных в периферию системы и подвергавшихся эксплуатации со стороны европейских государств.

В рамках капиталистической системы расширяется разделение труда, сопровождающееся усилением неравномерности в экономическом развитии различных регионов мира. Страны ядра переживают бурный экономический рост, а периферийные регионы выступают для них лишь источниками сырья. Валлерстайн рассматривает также эволюцию институтов государственной власти в странах ядра в эпоху абсолютизма, когда государство оказывает существенное влияние на процессы экономического развития.

Заметное внимание в концепции Валлерстайна уделяется межгосударственным отношениям, складывающимся в рамках миросистемы. Как отмечает американский социолог, в течение сравнительно непродолжительного времени одно из государств системы может находиться в положении гегемонии. Это означает, что данное государство обладает явными преимуществами перед своими соперниками как в экономической, так и в военной сфере.

Согласно Валлерстайну, “о гегемонии можно говорить только применительно к ситуациям, когда преимущество так значительно, что даже крупнейшие союзные государства являются de facto клиентельными государствами, а противостоящие крупнейшие государства ощущают свою относительную ущербность и занимают оборонительную позицию по отношению к державе-гегемону”.

Валлерстайн выделяет три случая гегемонии в истории капиталистической миросистемы. В середине XVII в. такое положение занимает Голландия, в середине XIX в. – Великобритания и, наконец, в середине XX в. – Соединенные Штаты. Как утверждает Валлерстайн, в каждом случае установлению гегемонии предшествовала “тридцатилетняя мировая война”.

Результатом каждой из таких войн являлась реструктуризация системы межгосударственных отношений, отвечающая интересам державы-гегемона. Тем не менее с течением времени наступает упадок гегемонии, прежде всего в силу экономических причин. Далее следует борьба между новыми претендентами на лидирующую роль в миросистеме (Англией и Францией на рубеже XVIIIXIX веков, США и Германией в первой половине ХХ в.), которая завершается установлением новой гегемонии.

По мнению Валлерстайна, с начала 70-х годов происходит упадок мировой гегемонии Соединенных Штатов. Переломным моментом, обозначившим начало такого упадка, стал всплеск активности антисистемных социальных движений, который достиг наивысшей точки в 1968 году и который Валлерстайн именует “революцией в миросистеме”. С точки зрения американского социолога, протест в 1968 году был направлен как против гегемонии США, так и против “старых левых” движений, которые в тот момент находились у власти во многих странах мира.

Валлерстайн считает, что выступавшие ранее с антисистемных позиций коммунистические и социалистические партии, а также национально-освободительные движения в развивающихся государствах после прихода к власти оказались интегрированы в существующую миросистему и более не представляли для нее какойлибо угрозы.

В рамках своей теории миросистемного анализа Валлерстайн рассматривал также и советское общество. Прежде всего этот социолог указывает на то, что Октябрьская революция в России представляла собой “национально-освободительное восстание” на полупериферии миросистемы.

Валлерстайн выделяет две особенности такого восстания: “во-первых, его возглавила кадровая партия, имевшая на вооружении универсалистскую идеологию и потому взявшаяся создавать всемирную политическую структуру под своим прямым контролем; во-вторых, революция произошла именно в той из стран вне зоны ядра, которая была сильнейшей из них в промышленном и военном отношении. Вся история коммунистической интерлюдии 1917-1991 гг. проистекала из этих двух фактов”.

Валлерстайн обращается к анализу геополитической ситуации, в которой оказалось советское государство с момента своего возникновения. Решающее значение, по его мнению, имело то, что большевики взяли курс на воссоздание империи, а затем сместили акцент с разжигания пролетарской революции в странах Запада на поддержку антиимпериалистической борьбы в колониальных и полуколониальных странах.

В дальнейшем внешнеполитическая деятельность советского государства могла быть объяснена как “политика крупной военной державы, действующей в рамках существующей миросистемы”.

Валлерстайн уделяет довольно мало внимания экономическому развитию советского государства. Он отмечает лишь, что СССР, как и дореволюционная Россия, относился к полупериферии капиталистической мироэкономики и шел по пути догоняющего развития. В 70-80-е годы советская система столкнулась с кризисом, который был составной частью потрясений, охвативших весь мир. Следует отметить, что крушение советского политического режима Валлерстайн объясняет не столько экономическими причинами, сколько утратой им легитимности в глазах населения, чему во многом способствовали кризисные явления в экономике.

Как отмечали некоторые исследователи, теоретические положения, выдвинутые Валлерстайном, тесно связаны с его политическими взглядами. Сам Валлерстайн четко обозначил свои идеологические ориентиры. Еще в ранних работах, посвященных исследованию развивающихся стран Африки, он стремился пропагандировать “взгляд на мировую историю, который лежал в основе революционных идеологий Третьего мира”. В дальнейшем он также неизменно подчеркивал “антисистемную” направленность своей теоретической деятельности.

Популярность теории миросистемы в американской социологии в 70-е годы была обусловлена не только ее научным содержанием, но и политическими выводами из этой теории. Предложенная Валлерстайном версия неомарксизма оказалась созвучной умонастроениям многих социологов, сформировавшихся в атмосфере радикальных общественных движений конца 60-х годов. В конечном итоге именно политическая программа, которая содержалась в теории миросистемы, стала “основным связующим звеном, объединяющим последователей Валлерстайна”.

В то же время критика теории миросистемы в западной социологии связана не столько с политическими пристрастиями ее автора, сколько с недостатками самой теории. Валлерстайна критиковали прежде всего за экономический редукционизм и недооценку влияния политических и культурных факторов на развитие мировой системы. С таких позиций теорию миросистемы критиковал, в частности, Э.Гидденс, который в то же время во многом опирался на идеи Валлерстайна в своем анализе процессов глобализации социальной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)