Социология Э. Гидденса

Э.Гидденс является сегодня одним из самых влиятельных европейских социологов. Его активная научная деятельность началась в 70-е годы, а уже к середине 80-х он занял видное место в британском социологическом истэблишменте. Несколько лет Гидденс являлся профессором социологии Кембриджского университета, а в настоящее время он возглавляет Лондонскую школу экономики.

Первая крупная работа Гидденса “Капитализм и современная социальная теория” была издана в 1971 году. В этой книге он рассматривал прежде всего проблематику классовой структуры общества в произведениях Маркса, Дюркгейма и М.Вебера.

Но, по мнению Гидденса, при всем значении классического наследия теоретическая мысль должна искать какие-то новые пути, соответствующие изменившейся общественной ситуации. Он считает, что сегодняшние проблемы невозможно решить средствами классической социологии.

Уже в этой своей ранней работе, а также и в следующей книге “Классовая структура развитых обществ” Гидденс стремился не только критически усвоить, но и развить идеи классиков. Следует отметить, что в немалой степени именно благодаря Гидденсу выделение Маркса, Дюркгейма и Вебера как самых значительных представителей классической теории вскоре стало общим местом в западной социологии.

Собственная теоретическая позиция Гидденса получила наиболее последовательное воплощение в его работе “Устроение общества: очерк теории структурации” (1984). Теория структурации направлена в первую очередь на переосмысление соотношения социальной структуры и социального действия. Проблема структуры и действия лежит в основе разработки всех других теоретических проблем в социологии Гидденса.

В своей теории Гидденс прежде всего проводит различие между функционализмом и структурализмом, с одной стороны, и разнообразными формами “интерпретативной” социологии – с другой. Как отмечает Гидденс, функционализм и структурализм подчеркивают первостепенное значение социальной структуры.

Эти направления исследуют общество с точки зрения тех ограничений, которые оно накладывает на индивидуальные действия. В рамках таких теорий социальные структуры оказываются во многом аналогичными безличным силам природы. Человеческое поведение рассматривается как результат сил, которые индивиды не контролируют и не понимают.

В противоположность этому различные варианты интерпретативной социологии признают активный характер поведения человека. В этих социологических концепциях на первый план выходит понятие социального действия, связанного с определенным субъективным смыслом. Однако интерпретативная социология не уделяет должного внимания рассмотрению социальных структур. Гидденс считает необходимым преодолеть такой дуализм структуры и действия.

Интересно
С точки зрения Гидденса, ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Английский социолог вводит понятие дуальности или двойственности структуры. Это означает, что социальные структуры не только накладывают ограничения на действия, но и сами эти структуры воспроизводятся через действия индивидов. Гидденс выделяет два типа структур: правила и ресурсы. Структурные правила могут воспроизводиться либо изменяться членами общества.

Ресурсы также возникают в результате человеческой деятельности. Они включают материальные средства и властные ресурсы, которые проявляются в способности одних индивидов доминировать над другими. В своем поведении люди опираются на знание правил общественной жизни, а также используют материальные и властные ресурсы.

Согласно Гидденсу, структура влияет на поведение людей благодаря знанию об обществе, которым они обладают. Такое знание позволяет индивидам ориентироваться в повседневной жизни. Как полагает Гидденс, люди обладают потребностью в “онтологической безопасности”, то есть уверенности в определенной степени стабильности социальной жизни.

Такая потребность способствует воспроизводству образцов поведения, а тем самым и социальных структур и институтов. Вместе с тем всегда сохраняется возможность изменения существующих образцов поведения индивидов. С точки зрения Гидденса, социальное действие предполагает рефлексивность, то есть сознательную направляемость со стороны действующего лица. Каждый индивид отслеживает результаты своих собственных действий и действий других людей. Образцы взаимодействия при этом могут изменяться, что приводит к изменению социальной структуры.

Основываясь на понятии структурации, Гидденс характеризует социальные институты и системы. Он понимает под социальными институтами устойчивые формы деятельности людей, воспроизводимые во времени и пространстве. Социальные институты существуют благодаря повторению сходных моделей поведения индивидами, отделенными друг от друга временем и пространством.

Социальная система представляет собой воспроизводимые отношения между индивидами и группами, организованные как регулярная социальная практика. Общество выступает как система институционализированных форм поведения, которые воспроизводятся в длительной пространственно-временной перспективе.

Теория структурации образует ту основу, опираясь на которую Гидденс рассматривает проблемы социальных изменений в современном обществе. Центральное место в работах Гидденса отводится осмыслению характера современного общества – общества эпохи модерна. Современная эпоха охватывает период примерно в 200 лет, ее начало может быть отнесено гдето к рубежу XVIII-XIX веков. Согласно Гидденсу, общества периода модерна существенно отличаются от всех предшествующих человеческих обществ.

Как подчеркивает Гидденс: “Образ жизни, порожденный модерном, полностью отделил нас от всех традиционных форм социального порядка. По своему размаху и интенсивности преобразования, связанные с модерном, являются более глубокими, чем большая часть изменений, характерных для предшествующих периодов”.

Прежде всего современные общества характеризует резко возросшая скорость изменений во всех сферах социальной жизни. Кроме того, происходит изменение пространственно-временных связей. Если в досовременную эпоху социальная жизнь протекала лишь на уровне локального сообщества, то с приходом модерна различные регионы мира оказываются вовлечены во взаимодействие друг с другом. Наконец, в период модерна изменяется сам характер основных социальных институтов.

Как отмечает Гидденс, большинство социологических теорий стремились выявить в обществах модерна какой-то один доминирующий социальный институт. Эти общества рассматривались обычно как капиталистические либо как индустриальные. В свою очередь, Гидденс определяет капитализм и индустриализм как два различных институциональных измерения модерна, хотя эти измерения и связаны между собой.

Под капитализмом Гидденс понимает систему товарного производства, включающую функционирование конкурентных рынков товаров и рабочей силы. Индустриализм подразумевает использование неодушевленных источников энергии в процессе производства, а также центральную роль машинной технологии в этом процессе.

Гидденс отмечает также, что в социологических теориях под современным обществом часто имеется в виду национальное государство. Административная система такого государства обеспечивает контроль над определенной территорией.

Этот контроль зависит от развития функций надзора, существенно усилившихся по сравнению с аналогичными функциями в досовременных обществах. Развитый аппарат надзора возникает только в эпоху модерна. В данном случае Гидденс в значительной степени опирается на концепцию дисциплинарного общества М. Фуко.

Еще одним институциональным измерением модерна выступает монопольный контроль над средствами вооруженного насилия со стороны государственной власти. Характеризуя особенности современного государства, Гидденс обращается к идеям Вебера. Тем не менее Гидденс не принимает безоговорочно веберовскую концепцию власти государства. По его мнению, Вебер не учитывал в должной мере различия между традиционными и современными государствами.

Следует отметить, что Гидденс не ссылается на исследования Н. Элиаса, показавшего, в частности, что монополия государства на средства насилия установилась в западно-европейских абсолютных монархиях еще до начала социальных изменений эпохи модерна. Как указывает Гидденс, капиталистическое производство, связанное с индустриализмом, обеспечивает наивысшую степень экономической эффективности.

Национальное государство концентрирует административную власть и контролирует средства вооруженного насилия значительно более эффективно, чем предшествующие типы государства. В результате этого происходит распространение капиталистической экономики и системы национальных государств по всему миру. Этот процесс сопровождается упадком глобальной гегемонии западных стран.

Как пишет Гидденс: “Упадок влияния Запада не связан с ослаблением воздействия институтов, впервые появившихся именно там, но, напротив, есть результат их глобального распространения. Экономическая, политическая и военная мощь, давшая Западу его первенство и основанная на соединении четырех институциональных измерений модернити, больше не отличает столь явно западные страны от каких-либо других. Мы можем интерпретировать данный процесс как глобализацию…”.

С точки зрения Гидденса, глобализация социальных процессов, характерная для общества эпохи модерна, имеет одним из своих последствий усиление нестабильности социальной жизни. Глобализация предполагает зависимость людей от институтов, находящихся во все большем отдалении от них и все в меньшей степени поддающихся контролю с их стороны.

Приобретает глобальный характер риск, связанный с деятельностью институтов современного общества (рынки, биржи). Кроме того, возникают принципиально новые источники риска, которые с трудом поддаются прогнозированию (например, экологические катастрофы). Говоря о ситуациях риска в современном обществе, Гидденс в значительной степени опирается на концепцию немецкого социолога У.Бека, которая будет рассмотрена ниже.

В своих работах Гидденс неоднократно предпринимал попытки охарактеризовать общее состояние социологии, в первую очередь социологической теории в настоящее время. К числу тенденций развития социологии в 70-80-е годы он относит, в частности, ослабление влияния функционализма, а также натурализма, то есть ориентации на естественные науки как образец для построения социологической теории.

Функционализм как единая общепризнанная теория уступил место множеству соперничающих теоретических направлений, которые, как правило, стремились подчеркнуть субъективные аспекты человеческого поведения. Их сторонники выступали против преувеличенного представления о влиянии социальных институтов на поведение индивидуального агента.

По мнению Гидденса, такое умножение числа теоретических позиций явилось реакцией на распад “ортодоксального консенсуса”, основанного на всеобщем признании теории Парсонса. В дальнейшем наметилась противоположная тенденция к сближению различных теоретических подходов.

Как полагает Гидденс, была в целом преодолена ситуация, когда казался невозможным конструктивный диалог между представителями разных направлений в социологической теории. Согласно Гидденсу, для современной социологии характерно стремление к теоретическому синтезу.

Гидденс отмечает также усиление теоретической и практической значимости социологии в современном мире. Это во многом связано с повышенным интересом со стороны исследователей к различным социальным движениям. С точки зрения Гидденса, такие движения являются стимулом для развития социологии, привлекая внимание к тем сторонам общественной жизни, которые не получили должного освещения в социальной науке. Он указывает, в частности, на экологическое и женское движения.

Другим источником повышения значимости социологии является изучение процессов глобализации общественной жизни. Традиционной для социологии являлась установка на исследование отдельных обществ, под которыми явно или неявно понимались национальные государства. Но в современных условиях, как утверждает Гидденс, все большее значение приобретает глобальная перспектива, которая может занять центральное положение в социологических исследованиях. Во всяком случае социология будет уделять все большее внимание изучению мировой системы.

Работы Гидденса, в которых представлена его теория структурации и дается оригинальная трактовка темы модерна, получили широкий отклик в западной социологии. Оценки, высказывавшиеся в адрес концепции Гидденса, были довольно неоднозначными. В частности, подвергались критике взгляды Гидденса на значение классических социологических теорий для осмысления современного общества.

Интересно
По мнению Гидденса, анализ модерна в классической социологии был неудовлетворительным в силу одномерности рассмотрения трансформации традиционного общества в современное, отождествления общества с национальным государством и игнорирования процесса глобализации.

Однако, с точки зрения ряда исследователей, эти замечания Гидденса не могут быть отнесены к социологии М. Вебера, который исходил из множественности факторов социальных изменений, не смешивал понятия общества и национального государства, а также рассматривал международные экономические и политические отношения, то есть определенные элементы процесса глобализации.

Помимо трактовки Гидденсом классической социологии, у некоторых комментаторов вызывало сомнение то, в какой мере теория структурации способна выполнять роль общей исследовательской программы для различный областей социологии. Это было связано с тем, что разработка теории структурации осуществлялась Гидденсом без непосредственного соотнесения с какими-либо эмпирическими исследованиями. Но при всех критических замечаниях концепция Гидденса рассматривается большинством западных социологов как значительный вклад в развитие социологической теории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)