Теория социальной системы Н.Лумана

Среди немецких социологов функционалистской ориентации ведущее место принадлежит Никласу Луману (1927-1999). Разработанная им теория социальной системы является одной из наиболее влиятельных в современной немецкой социологии. Получив юридическое образование, Луман обращается к занятиям социологией уже в довольно зрелом возрасте.

В начале 60-х годов он стажировался в Гарвардском университете у Т.Парсонса, а затем некоторое время работал в Центре социальных исследований в Дортмунде под руководством известного немецкого социолога Х.Шельски. С 1968 года до середины 90-х годов Луман являлся профессором Билефельдского университета. Практически вся его научная деятельность была связана с этим университетом, в котором в последние годы жизни Лумана сформировался круг его последователей.

Основные положения социологической теории Лумана были изложены в работе “Социальные системы. Очерк общей теории”, изданной в 1984 году. В 80-90-е годы он опубликовал большое число трудов, дополнявших и конкретизировавших его исходные теоретические установки. В этот период Луман стремится использовать свою общую теорию социальной системы для анализа разнообразных сфер общественной жизни, включая экономику, политику, право, искусство. Свое завершение теоретическая деятельность Лумана получила в монументальном труде “Общество общества” (1997).

Интересно
Среди источников теории Лумана называют прежде всего функционализм Парсонса, философскую антропологию А.Гелена, феноменологию. Кроме того, значительное влияние на разработку этой теории оказало заимствование ряда понятий общей теории систем, кибернетики, биологии.

Во Введении к своей работе “Социальные системы. Очерк общей теории” Луман говорит о кризисном состоянии современной социологии. Одной из основных причин кризиса он считает отсутствие в социологической науке единой теории. Сам Луман предпринимает попытку систематической разработки такой теории, которая могла бы претендовать на роль общепризнанной парадигмы в социологии. С помощью единой теории он стремится обосновать единство социологии как научной дисциплины.

С точки зрения Лумана, идеи классиков социальной мысли не могут послужить основой для разработки единой теории. Все многообразие их идей он сводит к двум основным направлениям: позитивной социологии и критической социологии. Наиболее яркими представителями этих двух направлений выступают соответственно Э.Дюркгейм и К.Маркс.

Свою собственную теорию Луман противопоставляет как позитивной, так и критической социологии. По его мнению, для преобразования социологической теории необходимо перенести в нее новые понятия, возникшие в других научных дисциплинах. Луман выделяет три основных этапа в развитии системного подхода в социологии. На первом этапе общество рассматривалось как некая целостность, во многом аналогичная биологическому организму.

При этом считалось, что социальное целое больше суммы своих частей, поскольку благодаря взаимосвязям между частями возникают качественно новые свойства системы. На втором этапе стали подчеркиваться различия между обществом как социальной системой и организмом как системой биологической.

Возникло понимание того, что системы могут быть не только закрытыми, но и открытыми. Наконец, третий этап эволюции системного мышления связан с концепцией самопроизводящейся и самореферентной системы. Именно на этом этапе в социологию проникают новейшие достижения кибернетики и общей теории систем.

В социологической теории Лумана система характеризуется не как определенная модель или идеально-типическая конструкция, но как безусловная реальность. Луман начинает с того, что постулирует существование системы.

Формулировка “то, что есть – система” служит основой для всех дальнейших теоретических построений. Важнейшее значение для Лумана имеет отношение “система – окружающий мир”.

Центральным пунктом его теории является различение системы и окружающей среды. Луман рассматривает систему как нечто, способное отличать себя от внешней среды и постоянно воспроизводить границу, отделяющую ее от этой среды. Он особо подчеркивает, что система снижает комплексность окружающего мира, поскольку она избирательно реагирует на внешние воздействия.

По сравнению с внешним миром система является более упорядоченной и дифференцированной. Луман говорит о самоорганизации системы. Он отмечает, что, хотя система зависит от окружающего мира и не может без него обходиться, она тем не менее не определяется влиянием внешней среды. Система может сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок. С точки зрения Лумана, система является самопроизводящейся (аутопойетической).

Понятие аутопойесиса первоначально использовалось в биологии применительно к живой клетке биологического организма. Считалось, что химические условия жизни постоянно воспроизводятся в самой клетке, а не вносятся в нее извне. Аутопойетическая система сама производит свои элементы при помощи действующей сети таких же элементов. Луман распространил понятие аутопойесиса в том числе и на социальные системы. В соответствии с его интерпретацией, общество является одним из примеров подобной аутопойетической системы.

Характеризуя понятие общества, Луман указывает на наличие в социологической теории предпосылок, препятствующих познанию социальной реальности. К их числу он относит представление о том, что общество состоит из конкретных людей и отношений между ними; что общества являются территориально ограниченными; что общества как группы людей или как территории могут быть наблюдаемы извне. Согласно Луману, системная теория призвана преодолеть противоречия, являющиеся следствием такого подхода к исследованию общества.

Как указывает Луман, следует различать три уровня анализа общества:

  • общую теорию систем;
  • теорию социальных систем;
  • теорию системы общества как особого случая социальных систем.

Он полагает, что общая теория систем не достаточна для анализа общества. Необходимо также определить особенности социальных систем и особенности общества как одной из таких систем.

В числе социальных систем Луман выделяет системы взаимодействия между непосредственно присутствующими, системы организации, основанные на формальных правилах членства и, наконец, общество в целом. Он пишет: “В соответствии с разрабатываемой здесь концепцией, теория общества должна рассматриваться как теория объемлющей социальной системы, заключающей в себе все остальные социальные системы”.

Как полагает Луман, простейшим элементом социальной системы выступает коммуникация. Согласно такой точке зрения, общество образуют коммуникации, а не социальные действия или социальные роли. В отличие от Парсонса, Луман отказывается от обоснования социологии как науки о действии.

При этом он следующим образом излагает свою позицию: “не действие, а коммуникация является неразложимой (элементарной) социальной операцией и, к тому же, именно той операцией, которая неизбежно включается всегда, когда образуются социальные ситуации”. Всякая коммуникация является изначально социальной, поскольку в ней должны участвовать не менее двух субъектов. В процессе коммуникации проводится различение информации, сообщения и понимания.

Согласно Луману, коммуникативная система является полностью закрытой, поскольку компоненты, из которых она состоит, воспроизводятся через коммуникацию. В этом смысле коммуникативная система является аутопойетической, то есть ее элементарные части производятся самой системой. На уровне собственных операций системы у нее нет каких-либо контактов с окружающей средой.

Это не означает полной изолированности системы от внешнего мира. Луман вновь и вновь подчеркивает лишь тот факт, что коммуникативная система может воспроизводиться только благодаря своим собственным операциям.

Интересно
Коммуникация невозможна без участия сознания, но сознание не является субъектом или носителем коммуникации. С точки зрения Лумана, системы сознания также являются оперативно закрытыми и не могут установить непосредственный контакт между собой. “Только сознание может мыслить ( но отнюдь не переносить свою мысль в другое сознание), и только общество может коммуницировать.

И в обоих случаях речь идет о собственных операциях оперативно закрытой, структурно детерминированной системы”. По отношению к социальной системе системы сознания образуют часть ее внешней среды. Коммуникацию отличает от любого рода биологических процессов то, что она представляет собой операцию, способную к самонаблюдению. Общество выступает как самореферентная система, способная описывать себя.

Наблюдение общества не может осуществляться извне, поскольку, согласно Луману, не существует каких-либо иных социальных систем за пределами общества. Всякое наблюдение неизбежно является наблюдением самой системы. Вместе с тем в рамках системы общества может одновременно происходить множество коммуникаций, сопровождающихся самонаблюдением, но ни одно из таких самонаблюдений не может претендовать на выражение единственно правильного мнения об обществе.

Луман рассматривает также эволюцию социальной системы. С его точки зрения, социальная эволюция прежде всего характеризуется усилением дифференциации общества. Вначале Луман проводит различение между сегментарной и несегментарной дифференциацией, что во многом напоминает понятия механической и органической солидарности в социологии Э.Дюркгейма.

Сегментарная дифференциация означает разделение общества на элементы, выполняющие идентичные функции, тогда как второй из указанных типов предполагает выделение элементов с различными функциями.

В свою очередь несегментарная дифференциация может быть иерархической или функциональной. В первом случае элементы социальной системы стратифицированы, а во втором – между ними устанавливается функциональная взаимозависимость.

Как утверждает Луман, в своей эволюции человеческое общество последовательно проходит этапы сегментарной, иерархической и функциональной дифференциации. В современном обществе в целом преобладает функциональная дифференциация, хотя в нем сохраняются и определенные элементы предшествующих типов дифференциации.

Политику Луман рассматривает как сферу, где осуществляется принятие коллективно обязательных решений. С его точки зрения, принятие таких решений способствует преодолению разногласий и лучшей координации действий в рамках социальной системы.

Как полагает Луман, в ходе социальной дифференциации возникает необходимость выделения политической системы как одной из подсистем общества. Деятельность политической системы призвана обеспечить возможность проведения в жизнь коллективно обязательных решений и консенсус по их поводу.

Политическая система, в свою очередь, также подвержена структурной дифференциации. На ранней стадии своего развития политическая система фактически совпадает с государством, но затем положение изменяется. Как указывает Луман: “Возникновение политических партий на основе членства и других организаций по интересам привело в конце XIX века к дифференциации самой политической системы на уровне организаций. В результате государство становится подсистемой политической системы”.

Согласно Луману, увеличение сложности социальной и политической систем означает возрастание риска, связанного с принятием решений. Вследствие этого политическая система должна развивать механизмы, позволяющие уменьшить риск.

Одним из таких механизмов выступает растущая рефлексивность политического процесса, когда коллективно обязательные решения анализируются и обсуждаются участниками политического процесса. Кроме того, важное значение имеет выделение автономной правовой системы, устанавливающей определенные рамки для политических решений. В теории Лумана право рассматривается как одна из подсистем социальной системы.

Согласно Луману, правовая коммуникация существенно отличается от коммуникации в экономической или политической сфере, поскольку система права обладает своим собственным критерием выделения того, что является предметом коммуникации. В качестве такого критерия выступает бинарный код “правовое/неправовое”.

Хотя система права может реагировать на воздействие экономической или политической систем, но такое воздействие переосмысливается в ее собственных категориях. Экономика и политика, которые являются для системы права частью ее внешней среды, не могут определять содержание правовой коммуникации.

В своих работах 90-х годов Луман все чаще вел речь о том, что социальная система приобрела глобальный характер. Развитие современных средств информации сделало возможной практически мгновенную коммуникацию между удаленными друг от друга регионами мира.

С точки зрения коммуникации региональных обществ более не существует. Все они включены в единую мировую систему. Поэтому социология, как полагал Луман, должна сегодня сосредоточиться на изучении социальной системы мирового общества.

Системная теория Лумана широко обсуждалась в немецкой социологии и в меньшей степени в англоязычных странах. Еще в начале 70-х годов с критикой раннего варианта этой теории выступил Ю.Хабермас. В дальнейшем по мере развития системной теории Лумана его взгляды неоднократно становились предметом дискуссий немецких социологов.

В то же время сформировался круг ученых, активно использующих понятийный аппарат Лумана для рассмотрения разнообразных социологических проблем в таких сферах, как социология религии, социология политики, экономическая социология. В последние годы влияние идей Лумана все в большей степени распространяется и за пределами Германии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)