Микрофакторы социализации

Определить рамки микросоциума иногда не представляется возможным. Микросоциум можно ограничивать семьей, местом учебы или работы, двором, кварталом, микрорайоном. Влияние социальных групп на воспитание человека трудно переоценить.

Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, нормами нравственности и взаимной помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

  • демографическим (состав семьи);
  • социально-культурным (уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества);
  • социально-экономическим (финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе);
  • технико-гигиеническим (условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни).

В современной семье отношения детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это только усложняет процесс социализации подрастающих поколений.

Это вызвано рядом причин:

  • очень много семей состоят только из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);
  • женщины занимают главенствующие позиции в семье и вне ее;
  • отношения людей в браке все более определяются глубиной их привязанности. Проявить их многие не могут в связи с традициями культуры и своими индивидуальными особенностями;
  • отношения детей и родителей содержат обилие проблем: например, дети очень рано верховодят в семье.

Эффективность функции семьи ограничим несколькими аспектами:

  • семья пытается осуществлять физическое и эмоциональное развитие человека;
  • семья практически формирует психологический пол ребенка;
  • семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность;
  • в семье начинают формироваться основные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В каждой семье человек становится объектом стихийной социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семейное воспитание – это осознаваемые старшими членами семьи усилия по взращиванию ребенка, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания непосредственно зависят от ряда характеристик семьи, и в первую очередь от имеющихся личностных ресурсов. Одной из характеристик является отношение старшего поколения к младшему, понимание необходимости воспитания детей и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обеспечивают правильное воспитание детей, то привлекают нянь, репетиторов и домашних учителей.

Цели воспитания в семье могут быть очень разными по содержанию и по некоторым специфическим характеристикам.

Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, а также физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие, культивирование отдельных способностей, подготовку к будущей профессии.

Одной из основных характеристик семейного воспитания можно считать стиль, включающий в себя свойственные той или иной семье способы отношений старших к младшим и используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

Интересно
Авторитарный (властный) стиль характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании поведения, интересов и вообще любых желаний воспитанников. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

При общении взрослых и детей инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся к общению только при необходимости получить какие-либо указания. Такой стиль рождает враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию нередко вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль отличается тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлечь их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость.

Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость. В реальной жизни авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются очень редко. Часто в семьях уживаются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю.

Не последним фактором воспитания являются материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, питание, гардероб, игрушки и т.д. Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом только тогда, когда ее члены удовлетворяют свои потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, когда семейное жилище является для человека некой «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться.

Естественно, что главным условием преобразования жилища в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Многое зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне, и т. п.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и прочее, как относятся к занятиям друг друга, стараются ли делать что-либо совместно. Даже просмотр телепередач в одних семьях осуществляется совместно, а в других – индивидуально.

Семья – первичная территория социализации человека. Последующей территорией этого процесса можно рассматривать соседское окружение и группу сверстников.

Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.

Для взрослых соседство играет посредническую роль в их жизни. Для детей соседство – это не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации. Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них общение – это выход за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального опыта, определенная ступень привыкания к социуму.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая на практике, какие личностные и поведенческие проявления требуют применения этих мер в обществе сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников дает педагогам возможность учитывать позитивное и негативное влияние, под которым могут оказаться ребята. Группа сверстников – это не обязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.

Такие группы образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.

В группе формируются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они отражаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе. Характеризуют состав групп сверстников такие признаки, как возраст, пол, социальное положение.

Группы сверстников часто классифицируют по нескольким автономным параметрам следующим образом:

  • по юридическому статусу и месту в социальной системе –официальные, получившие признание общества, и неофициальные, существующие самостоятельно;
  • по социально-психологическому статусу – группы принадлежности, в которых человек состоит в реальной действительности, и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку;
  • по степени стабильности, длительности своего развития – постоянные, временные, ситуативные;
  • по пространственной локализации – дворовые, квартальные, существующие в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар);
  • по типу лидерства или руководства – демократические или авторитарные;
  • по ценностной направленности – просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков. Урбанизация сильно влияет на круг общения детей, подростков, юношей. Уменьшение количества детей, рост числа однодетных и вовсе неполных семей, дезорганизация семьи способствуют тому, что дети ищут общения вне дома как некоторой компенсации дефицита эмоциональных контактов в семье.

Всеобщее среднее образование, общедоступность получения информации привели к тому, что в разных регионах подрастающие поколения стали похожими по среднему уровню образованности и культурного развития. Объединению молодежи в своих группах способствует мода, которая устанавливает эталоны не только одежды и причесок, но и вообще стиля жизни.

Дети, подростки и юноши могут одновременно состоять в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в которых имеет большие различия. В группах сверстников социализация осуществляется под действием стилизованного и межличностного механизма. Не менее важную роль здесь могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.

Несмотря на некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации в целом универсальны:

  • Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного общества, при этом человек усваивает определенные нормы поведения с учетом этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы. В процессе общения со сверстниками у ребенка, особенно у подростка и юноши, формируются определенные взгляды, он усваивает те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.
  • Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение полоролевому поведению. Общение как со сверстниками своего пола, так и с лицами противоположного пола влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.
  • В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей.
  • В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
  • В-пятых, группа создает для сверстников благоприятные или неблагоприятные условия, способствует решению детьми, подростками, юношами возрастных задач, связанных с развитием самосознания, самоопределением, самореализацией и самоутверждением. Младшие школьники ориентируются в своем поведении на старшеклассников, на их одобрение или неодобрение. Старшеклассники же познают себя, исходя главным образом из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.). В группе развивающийся человек приобретает действительную или иллюзорную возможность реализовать себя как личность.
  • В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша».

В неформальных группах принято не соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. На самом деле это вовсе не так, часто в этих группах определенные нормы еще более жесткие, чем в общении со взрослыми.

Педагогам надо хорошо знать основные характеристики групп сверстников, потому что:

  • социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, состоящих из первичных коллективов – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Плодотворно работать с коллективом можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики;
  • в каждом коллективе имеются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, брать во внимание их особенности педагогам необходимо, для того чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, и чтобы в процессе социального воспитания влиять на некоторые группы, на положение тех или иных воспитанников в системе межличностных отношений коллектива;
  • социальное воспитание эффективно только тогда, когда педагоги знают о группах, в которых их воспитанники находятся за пределами воспитательной организации, учитывают их специфику и при необходимости начинают влиять на эти группы.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстников воплощаются в жизнь по-разному, и они различны по степени эффективности и содержательной направленности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)