Международные соглашения Европейского Союза

Институты, органы, учреждения ЕС осуществляют правотворчество не только путем издания односторонних актов, имеющих юридически обязательную или рекомендательную силу внутри ЕС.

Важную роль в развитии права ЕС играют также нормативные договоры, которые Союз в качестве субъекта международного права заключает с другими (третьими) странами и международными организациями.

В качестве общего наименования подобных источников учредительные документы ЕС используют термин “международные соглашения” (раздел V “Международные соглашения” части пятой “Внешнеполитическая деятельность Союза” ДФЕС).

Международные соглашения ЕС могут иметь как двусторонний характер (например, соглашения с Россией), так и многосторонний характер (например, договоры и конвенции, заключенные ЕС в рамках ООН, ВТО, Совета Европы или других международных организаций).

По вопросам ядерной энергии аналогичные соглашения заключаются институтами Союза от лица Евратома (на основании гл. 10 “Внешние сношения” раздела II “Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии” Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии в редакции Лиссабонского договора).

В соответствии со ст. 226 ДФЕС международные соглашения ЕС, по общему правилу, имеют обязательную силу как для ЕС в целом в лице его высших руководящих инстанций (институтов), так и для всех государств-членов.

На международные соглашения ЕС распространяется принцип прямого действия, установленный в судебной практике Суда ЕС. Таким образом, нормы международного соглашения ЕС, которые закрепляют “ясное и четкое обязательство”, способны наделять правами и обязанностями не только ЕС и государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц.

Исключением являются соглашения, заключенные ЕС в рамках ВТО (ГАТТ, Генеральное соглашение о торговле услугами – ГАТС, и др.). Подобные документы, как указывает Суд ЕС, направлены на создание взаимных обязательств между ЕС в целом и другими (третьими) странами – его контрагентами и партнерами по ВТО. Права и обязанности физических и юридических лиц из этих соглашений должны определяться внутренними правовыми актами, которые на их основе издают в рамках своей компетенции институты ЕС или органы власти государств- членов.

Как отмечалось выше при характеристике соотношения права ЕС и международного права (см. 2.3.3), международные соглашения ЕС превосходят по своей юридической силе регламенты, директивы и другие правовые акты, изданные институтами, органами, учреждениями ЕС.

Таким образом, в случае противоречия между законодательным актом Европейского парламента и Совета ЕС, с одной стороны, и международным соглашением, заключенным Союзом с Россией, с другой, будет применяться международное соглашение, даже если законодательный акт ЕС издан позднее (аналогично тому, как в России в соответствии со ст. 15 Конституции РФ: “Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”).

В то же время заключаемые Союзом международные соглашения не могут противоречить его источникам первичного права, играющим для ЕС роль конституции. С этой целью ст. 218 ДФЕС предусмотрена возможность направления в Суд ЕС запросов о проверке будущих международных соглашений ЕС на соответствие его учредительным документам (в случае отрицательного заключения Суда ЕС соглашение не может быть заключено).

Наряду с предварительным (до заключения соглашения) возможен и последующий контроль международных соглашений ЕС на соответствие первичному праву Союза. В частности, Суд ЕС при рассмотрении исков об аннулировании (ст. 263 ДФЕС) может отменять решения Совета ЕС, на основании которых ЕС ранее заключил соответствующее международное соглашение, если признает его противоречащим ДЕС, ДФЕС или Хартии Европейского Союза об основных правах. В таком случае Европейский Союз при соблюдении общих принципов права международных договоров должен будет принять меры по внесению поправок в свое международное соглашение или денонсировать его.

Итак, международные соглашения ЕС представляют собой источники вторичного права ЕС, которые создаются в ходе совместной нормотворческой деятельности институтов ЕС с органами третьих стран и международных организаций – контрагентов ЕС по международному договору (соглашению).

В некоторых случаях международные соглашения ЕС также учреждают совместные органы, состоящие на паритетной основе из представителей ЕС и другой стороны или сторон.

Акты совместных органов, учрежденных международным соглашением ЕС, также являются источниками вторичного права ЕС. Как правило, они имеют рекомендательный характер (например, рекомендации Совета сотрудничества Россия – ЕС, учрежденного Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

В некоторых случаях актам совместных органов может придаваться обязательная сила для сторон (например, решения Совета ассоциации ЕС – Турция). Такие акты по своим юридическим свойствам приравниваются к международному соглашению, на базе которого они приняты (в приведенном примере – к Соглашению об ассоциации ЕС и Турции 1963 г.). В частности, они могут обладать прямым действием для граждан и юридических лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)