Международные и социальные организации

Организация – это высшая форма структурации социальной группы. В обществе нет более распространенного типа формального социального объедения, чем организация. Несмотря на то, что в истории человечества организации появились сравнительно недавно, они плотно заняли данную нишу. Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без ее регулирования различными типами организаций. Организация относится к вторичным формальным социальным группам и в социологии изучается несколькими отраслями науки – социологией организации и социологией управления. В центре внимания последней находится процесс управления – менеджмент, но так как он проистекает в основном в формальных структурах, социология управления вносит существенный вклад в развитие теорий организации. Организация, после понятия «общество» и «общественное мнение», является следующей по сложности исследовательской категорией. В данном параграфе мы лишь фрагментарно рассмотрим понятие организации, ее внутреннюю структуру и функции.

В социологическом контексте социальная организация – это вид социальной группы, обладающей высоко формализованной структурой, искусственно созданной для достижения взаимосвязанных целей индивидов, входящих в состав группы. Так как общие цели группы и индивидуальные цели участников могут различаться, организации, как правило, используют специальные механизмы наказаний и поощрений для мотивации индивидов к достижению целей организации. В практике международных организаций можно найти множество примеров подобных поступков, наиболее актуальным представляется анализ действий со стороны стран – участниц Совета Безопасности ООН.

Любая организация представляет собой социальную систему. В связи с этим, исследователь должен принимать во внимание социальную структуру организации, ее цели, используемые технологии, состав и характеристики участников, внешнюю среду, оказывающую влияние на организацию. Понимание социальной структуры организации, т. е. упорядоченность и взаимосвязь формальных и неформальных элементов социальной системы, дает ответы на многие вопросы в социологии организаций. В состав структуры, кроме самих элементов и подразделений, входит система социальных взаимосвязей, статусов и ролей, система ценностей и социального контроля, положение о системе санкций (наказаний и поощрений), правила и нормы, соотношение формальных и неформальных структур, основания регламентирующих действий, корпоративная и организационная культура и т. п. В основании изучения организаций лежит представление об уникальном феномене социальной организованности индивидов для достижения целей, способности получения синергетического эффекта посредством совместной деятельности.

Организация как система, как живой физический или биологический организм имеет определенный жизненный цикл, состоящий из закономерно повторяющихся стадий. Ицхак Адизес предположил, что на каждом этапе организация сталкивается с новым уникальным набором вызовов и сложностей, на основании чего вывел свою теорию жизненных циклов организации, т. е. на каждом этапе перед организацией, а, следовательно, и перед ее менеджментом, стоят новые краткосрочные и долгосрочные цели. Это позволяет принимать действенные управленческие решения для повышения эффективности фундаментальных преобразований в организации, которые не порождают деструктивные конфликты, обычно препятствующие изменениям. Цель как ожидаемый результат является ключевым моментом в изучении международных организаций. Например, сейчас все активнее ведется дискуссия относительно невозможности функционирования ООН в существующем формате. Летом 2014 г. Президент России В. В. Путин на молодежном форуме «Селигер-2014» в своем выступлении сказал, что ООН необходима реформа на основе консенсуса и с сохранением прав Совбеза ООН, об этом же говорили главы государств на саммите БРИКС, проходившем в Уфе в июле 2015 г.

Если мы рассматриваем организацию как систему, то важнейшим фактором, определяющим ее развитие, является внешнее окружение, под которым стоит понимать роль государства и политическую систему, экономический фактор, рыночные взаимоотношения, социальное развитие и новые технологии. Для эффективного функционирования в подобных условиях существуют стратегии, нивелирующие угрозы и риски в зависимости от функциональных целей организации. Это дуалистические стратегии, одна направлена на уменьшение внешнего воздействия и, следовательно, максимизацию изоляции организации от внешней среды, другая – на установление тесных контактов и плотного социального взаимодействия. Но данные стратегии определяются органом управления организации, который следит за эффективной деятельностью организации, устанавливая, как правило, отношения власти – подчинения. Безусловно, на сегодняшний день, благодаря развитию системы управления и выделения ее в отдельную научную дисциплину – менеджмент, разработано значительное число управленческих моделей, однако основные пять составляющих управления были сформулированы еще Анри Файолем, это – планирование, организовывание, распорядительство, координация и контроль. Рассматривая вопросы управления организаций в социологическом контексте, невозможно не затронуть модель бюрократии Макса Вебера.

Бюрократия, в концепции М. Вебера, выступает идеальным типом легального господства в отношении власти и подчинения. Бюрократическое господство обеспечено посредством знаний и рационального выбора. Немецкий классик социологии сформулировал десять принципов рационально-бюрократического управления, которое должно иметь четкую иерархическую систему, состоять из чиновников, не связанных между собой никакими обязательствами и подчиняющихся служебному долгу, обладающих твердой служебной компетенцией, работающих по контракту и получающих вознаграждение за свою деятельность согласно имеющейся квалификации, соблюдающих строгую служебную дисциплину вне зависимости от занимаемых позиций, имеющих четкие знания относительно карьерного роста и его возможностей, соблюдающих служебную субординацию, не присваивающих себе служебные места и не злоупотребляющих служебными благами, воспринимающих свою профессию как единственную и главную, выполняющих строго предписанный объем работ. Так, например, если сравнить данные положения теории бюрократии М. Вебера с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», многие пункты будут идентичны. По сути, принципы веберовской бюрократии заложены во всех организациях мира, включая международные.

По мнению П. А. Цыганкова, понятие «международная организация» часто отождествляют с системой Организации Объединенных Наций. Однако ООН является одной из тысяч международных организаций, существенно различающихся между собой по ряду параметров. Наиболее распространенным основанием для проведения типологизации международных организаций служит характер членства. На основании этого выделяют международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. К первым относятся Европейский союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация стран – экспортеров нефти и т. п. Ко вторым – Международный комитет Красного Креста, Международный олимпийский комитет, Международная организация криминальной полиции и т. п. Помимо характера членства выделяют еще два критерия в классификации международных организаций: географическое измерение (глобальные и региональные организации) и функциональное измерение (многофункциональные организации и организации с ограниченным целевым назначением). Такое разнообразие международных организаций стало особенностью современного мира.

Теории, опирающиеся на понятие системы международных отношений, в том числе те, о которых говорилось ранее, уделяют значительное внимание международным организациям. Складывается впечатление, что для авторов этих теорий международные организации являются материальным воплощением системы, ключевым доказательством того, что система действительно существует. Например, Устав Организации Объединенных Наций напечатан в качестве приложения к нескольким изданиям фундаментальной работы Ганса Моргентау «Международная политика», и хотя большая часть этой работы посвящена международным отношениям до появления этой организации, ООН и ее отдельные органы, например Совет Безопасности, прекрасно «вписываются» в теорию баланса сил, предлагаемую в этой работе. Согласно этой теории, мир в международных отношениях существует до тех пор, пока соблюдается баланс сил. Под силой здесь понимается особый характер отношений между двумя странами, следствием которых является то, что одна из этих стран совершает действия, которые она не совершала бы в отсутствие таких отношений.

В зависимости от характера отношений данной страны с другими странами мира она обладает большей или меньшей силой. При этом максимизация собственной силы является главной целью действий каждого государства на международной арене, включая и участие этого государства в войнах. Соответственно, государство склонно вступать в войну, если это будет способствовать увеличению его силы в результате победы, и не склонно вступать в войну, если это будет способствовать уменьшению его силы в результате поражения. Чтобы война гарантированно завершилась для данного государства увеличением, а не уменьшением силы, государство склонно вступать в коалиции с другими государствами со схожими устремлениями. В свою очередь государства, которые опасаются стать жертвой агрессии коалиции других государств, склонны также формировать коалиции. Важную роль здесь приобретает государство, называемое «хранителем баланса» – это государство обладает достаточной силой, чтобы не искать ее приращения военным путем, и оно переходит из одной коалиции в другую в случае, если прежняя коалиция начинает вести себя агрессивно и стремиться к войне. После того как хранитель баланса переходит в новую коалицию, агрессивность прежней коалиции снижается, поскольку с уходом из этой коалиции хранителя баланса шансы этой коалиции на победу в войне уменьшаются.

Долгие годы роль хранителя баланса в Европе играла Великобритания. Однако после завершения Второй мировой войны в мире сложилась ситуация, когда ни одно государство самостоятельно не могло более играть роль хранителя баланса. И тогда эту роль взяли на себя пять государств, ставших постоянными членами Совета Безопасности ООН. К началу 1970-х гг., когда постоянным членом Совета Безопасности стала Китайская Народная Республика (вместо Тайваня), эти пять государств не только получили доступ к ядерному оружию, но и создали режим его нераспространения. Это затруднило доступ к ядерному оружию другим странам, благодаря чему постоянные члены Совета Безопасности получили решающее преимущество в силе, позволяющее им играть роль хранителя баланса, поддерживая тем самым мир во всем мире. Войны же в годы холодной войны наступали, главным образом, в тех случаях, когда постоянные члены Совета Безопасности не могли договориться между собой.

Мортон Каплан в своем представлении системы международных отношений ссылается на опыт международных организаций, созданных на основе принципа коллективной безопасности. В годы холодной войны под эгидой США было создано несколько таких организаций: НАТО для обеспечения безопасности в Западной Европе, СЕНТО для Ближнего Востока, СЕАТО для Юго-Восточной Азии; также США, Австралия и Новая Зеландия входили в военно-политический блок АНЗЮС. После окончания холодной войны из этих организаций сохранилась только НАТО; более того, благодаря трем волнам расширения этой организации к 2015 г. в НАТО состояло уже 28 стран против 16 в 1991 г. Своеобразным ответом на расширение НАТО стало возникновение на постсоветском пространстве Организации договора коллективной безопасности, которая в разное время включала и другие страны, но «ядром» которой является союз шести постсоветских государств.

В основе деятельности всех этих международных организаций лежит принцип коллективной безопасности. Согласно этому принципу, агрессия против одной из стран, входящих в эту организацию, рассматривается всеми странами организации в качестве агрессии против них. Каплан считает, что появление принципа коллективной безопасности привело к появлению новой системы международных отношений по сравнению с той, которая существовала ранее. Более того, он считает, что в основе любой системы международных отношений лежит некий принцип; соответственно, он выделяет шесть различных систем международных отношений, включая и систему баланса сил, описанную Моргентау. Появление нового принципа в практике международных отношений ведет к трансформации системы международных отношений.

Иммануил Валлерстайн сформировал свою теорию «капиталистической мир-системы» на основе критики либеральной теории развития, согласно которой любое государство способно достичь любого уровня экономического развития, если оно будет последовательно выстраивать свою экономическую систему по образцу тех государств, которые уже достигли желаемого уровня экономического развития. Низкий уровень экономического развития в развивающихся странах либеральная теория развития объясняет тем, что элиты этих стран, в силу эгоистических либо иных причин, препятствуют формированию там экономических систем по образцу промышленно развитых стран. По мнению Валлерстайна, это не так. Существующая структура мировой экономической системы препятствует росту уровня экономического развития развивающихся стран вне зависимости от принятой в них модели экономической системы, благодаря чему разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами не только не сокращается, но увеличивается. Валлерстайн делит все экономики мира, включенные в капиталистическую мир-систему, т. е. в существующую систему обмена материальными ценностями, на страны «центра», «периферии» и «полупериферии». Причем сущность капиталистической мир-системы такова, что мобильность между этими группами крайне затруднена. Развивающееся государство Африки, находящееся на периферии капиталистической мир-системы, например, не может стать частью ее центра вне зависимости от характера проводимых в этой стране экономических и политических реформ. Аналогично и в европейской стране, входящей в центр капиталистической мир-системы, даже в случае возникновения там затяжного экономического кризиса, приведшего к существенному понижению уровня и темпов экономического развития по сравнению с другими странами центра, не окажется на периферии.

Активисты международного социального движения антиглобалистов активно используют эту теорию для обоснования своей критики таких международных организаций как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, поскольку правила этих организаций способствуют, по их мнению, сохранению капиталистической мир-системы. Правда, сам Валлерстайн впоследствии начал писать о завершении эпохи капиталистической мир-системы, благодаря чему стало возможно быстрое экономическое развитие экономик Восточной и Юго-Восточной Азии, включая превращение Китая (наряду с США) в крупнейшую экономику мира. Впрочем, изменение мировой экономической системы (если оно и произошло) пока не привело к повышению роли азиатских экономик в международных отношениях, не изменились и названные международные организации, где США продолжают доминировать, несмотря на снижение удельного веса американской экономики в мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)