Методы расчета дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность как в России, так и в странах с развитой рыночной экономикой часто составляет значительную часть активов. Так, по некоторым отраслям в российских компаниях она достигает почти 64% (оптовая и розничная торговля) всех текущих активов. Поэтому от оптимального управления этими активами во многом зависит эффективность работы компании. Иногда дебиторскую задолженность называют автоматическим или спонтанным финансированием клиентов, однако, на наш взгляд, это не совсем так.

К вопросу о величине возможной дебиторской задолженности следует подходить крайне внимательно и осторожно. Предоставление товара в кредит увеличивает объемы продаж, поэтому это практикуют почти все компании для завоевания рынка или хотя бы сохранения своих рыночных позиций. Однако в российской практике, где пока не сложилась полностью бизнес-культура, велика доля просроченных или безнадежных долгов, предоставление кредита клиентам может быть очень невыгодным и рискованным мероприятием.

В то же время ужесточение компанией своей кредитной политики может привести к снижению продаж, но ускорит период погашения дебиторской задолженности, сократит цикл обращения денежных средств. Поэтому финансовый менеджер должен четко просчитать затраты и выгоды от предоставления отсрочки платежа. Он должен учесть затраты на сбор дебиторской задолженности (контроль, напоминания, может быть, факторинг); затраты на капитал, так как при предоставлении отсрочки платежа компании-кредитору обычно самой требуется кредит; дополнительные затраты при неплатежах в срок; затраты в случае банкротства должника, когда дополнительно теряется стоимость отгруженного товара, и проч. Эти затраты финансовый директор должен сопоставить с выгодами от увеличения продаж в случае предоставления отсрочки. Приведем пример таких расчетов.

Пример. Пусть цена единицы товара — 10 у.е., затраты составляют 7 у.е., т. е. доходность продаж — 30%. Выручка от реализации — 24 млн у.е., все продажи осуществляются в кредит, дебиторская задолженность возвращается через месяц. Если расширить продажи до 30 млн у.е., длительность оплаты дебиторской задолженности составит 45 дней, т. е. она будет оборачиваться 8 раз в год. Требуемая доходность вложений в дебиторскую задолженность 10%. Будет ли выгодно расширение продаж?

Средняя величина дебиторской задолженности в месяц:

24 : 12 = 2 млн у.е.

При расширении продаж она составит:

30 : 8 = 3,75 млн у.е., т. е.

Дебиторская задолженность возрастает на величину:

3,75 – 2 = 1,75 млн у.е.

Требуемый годовой доход от дополнительных вложений:

1,75 × 8 × 0,1 = 1,4 млн у.е.

Но дополнительно за счет увеличения выручки будет получено: 6 млн × 0,3 = 1,8 млн у.е.

Таким образом, расширение продаж и расширение кредита клиентам выгодно компании.

В переходной российской экономике отдельные компании, сохраняя черты монополии, продолжают диктовать условия продаж, позволяют себе работать без предоставления своим клиентам какого-либо значимого кредита. Однако такое положение не может продолжаться длительное время. Как приспособиться к реальным рыночным условиям, как решить, что выгоднее для компании, какую политику управления дебиторской задолженностью выбрать?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, финансовый менеджер должен четко представлять себе, что включает в себя политика управления дебиторской задолженностью или кредитная политика фирмы. В наиболее полном виде она представляет собой комплекс решений руководства компании по следующим вопросам:

  • объем продаж в кредит;
  • сроки кредита;
  • скидки, предоставляемые за быстрый платеж и (или) большую партию товара;
  • политика взыскания долгов;
  • стандарты фирмы для оценки кредитной надежности клиентов.

Данные вопросы невозможно решить обособленно, все они тесно взаимосвязаны, влияют на скорость оборота денежных средств и посредством этого — на эффективность и доходы компании. Однако в методических целях рассмотрим подходы к принятию решений по данным вопросам последовательно.

Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от следующих факторов:

  • сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей;
  • степени агрессивности компании в завоевании рынка;
  • склонности компании к риску;
  • налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты и прочие нарушения;
  • срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, так как оборачиваемость такого товара быстрее);
  • потребительского спроса («раскрученные» товары оборачиваются обычно быстрее);
  • издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);
  • кредитного риска (чем он выше, тем более коротки сроки кредитов);
  • объема закупок (чем он выше, тем срок кредита может быть больше);
  • уровня конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты);
  • размера банковских процентных ставок (при условии «дорогих» денег поставщик может увеличивать цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебитор- ской задолженности).

Если операции компании стабильны, дебиторская задолженность

Таким образом, на величину дебиторской задолженности влияет как длительность возврата долгов, так и объем продаж в кредит в день.

В российской практике целесообразно использовать уточненную формулу:

Пример. Пусть плановый ежедневный объем реализации продукции в кредит составляет 500 тыс. руб., себестоимость — 75%, кредит предоставляется на 30 дней, но следует учитывать возможность просрочки на 15 дней. Тогда:

Если такую сумму вкладывать в дебиторскую задолженность не представляется возможным, то должны быть скорректированы исходные условия — снижение объемов продаж в кредит или ужесточение инкассации дебиторской задолженности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)