Методы проблемного обучения

Под проблемным понимается обучение постановке и решению обучающимися проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения сейчас актуальны, так как ФГОС школы ставит задачу формирования у обучающихся универсальных действий постановки и решения проблем.

В основе проблемного обучения находятся идеи Дж. Дьюи. В отечественной дидактике концепция проблемного обучения разрабатывалась Т. В. Кудрявцевым, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным.

Под проблемной ситуацией понимается такая ситуация, когда ученик понимает и принимает поставленную перед ним задачу, но не может ее решить. Для решения проблемной ситуации ученик сам или с помощью учителя должен осуществить поиск.

При проблемном изложении учитель сам ставит проблему и сам ее решает. Частично-поисковый метод – учитель сам или вместе с обучающимися ставит проблему и вместе с обучающимися ее решает.

Поисковый метод – учитель сам или вместе с учащимися ставит проблему, школьники ее решают.

Исследовательский метод – обучающиеся сами ставят проблему и сами ее решают. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.

Интересно
Исследовательская деятельность обучающихся чаще носит характер учебных исследований, когда школьники «открывают новые знания» для себя. Проектная работа направлена на получение продукта деятельности, значимого для обучающегося.

Учебный проект представляет собой самостоятельную, законченную работу ученика. Проект всегда должен соответствовать возрастным возможностям. Теория и практика проектного обучения активно начала развиваться в конце XIX – начале XX века.

В России связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой ее к жизни и труду. Большой вклад в становление теории и практики проектного обучения внесли педагоги и психологи П. Ф. Каптерев,

С. Т. Шацкий, Е. Г. Каганов, А. С. Макаренко  считали, что создать рациональную организацию школьной жизни ребенка без проектной деятельности невозможно. Одним из основоположников проектного метода обучения был П. П. Блонский. Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов. Е. Г. Каганов определил проект как «действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)