Методы обучения математике

Математика работает с идеальными моделями (число, величина, треугольник и т. д.), которые отражают свойства реально существующих объектов, явлений, процессов. В процессе обучения математике используются разные группы методов. В литературе имеются различные их классификации. Остановимся подробно на некоторых из этих методов.

Наблюдение, опыт и сравнение в обучении математике. Под наблюдением понимают целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получают новые знания об их свойствах, отношениях. Особенность наблюдения заключается в том, что наблюдатель в процесс не вмешивается

Опыт (эксперимент) предполагает активное вмешательство исследователя в процесс или явление. На основе опыта также выдвигается предположение. Опыты и эксперименты больше ставят на уроках физики, химии. Но и на уроке математики можно провести экспериментальную работу или опыт.

Например, при введении понятия вероятности можно провести эксперимент на подкидывание монетки. Результаты заносятся в таблицу. Анализ результатов показывает, что при большом числе попыток орел и решка выпадают примерно в одинаковом числе случаев.

Сравнение – установление сходства или различия объектов изучения. Этот метод широко применяется в обучении математике. Обучающиеся сравнивают собственное решение с эталоном для проверки и/или исправления ошибок; ранее разобранную задачу с новой; новую ситуацию со старой.

Анализ – это расчленение целого на части с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей в целое. Как легко заметить, это две взаимно обратные операции. Часто одна переходит в другую. Например, при решении задачи с помощью уравнения ученики сначала анализируют текст, выделяют структурные компоненты.

Интересно
Это анализ. После введения переменной составляют уравнение – это синтез. Решение уравнения тоже ближе к анализу. А проверка найденного решения по тексту задачи уже синтез. Операции анализа и синтеза в соответствии с ФГОС школы входят в состав познавательных УУД, которыми все обучающиеся должны овладеть.

Абстрагирование – это отвлечение от несущественных в  данный момент свойств и отношений и выделение тех, которые нас интересуют.

На основе абстрагирования формируются понятия, даются определения, выделяются нужные свойства и признаки, выбираются формулы при решении задач и упражнений.

В этом случае мы от них абстрагируемся. При решении тригонометрического уравнения школьник из всего множества формул выбирает наиболее подходящие, от остальных абстрагируется. Конкретизация позволяет концентрировать внимание на нужных сторонах объекта. Конкретизация может быть следующих видов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)