Методика работы с теоремами

Теорема – это суждение, истинность которого доказывается. Как известно, теорема состоит из условия и заключения. Большое значение имеет умение работать с формулировкой теоремы.

Нередко трудности доказательства конкретной теоремы связаны с тем, что ее формулировка воспринимается школьниками как очевидный факт, не требующий доказательства.

Отметим, что эта работа имеет значение для освоения не только математического содержания, но и для таких дисциплин, как экономика, экология, физика, информатика и ряда других.

Объясняется это тем, что в каждой из перечисленных сфер деятельности человека приходится решать задачи, требующие умений анализировать и выделять условие и заключение утверждения, осуществлять поиск способа решения (аргументации), делать выводы и сопоставлять их с реальной действительностью.

На основе наблюдений и анализа литературы можно выделить основные направления работы с формулировкой теоремы:

  • выделять из формулировки условие и заключение теоремы;
  • формулировать утверждение, обратное к данной теореме;
  • делать чертеж, моделирующий условие и заключение теоремы;
  • распознавать ситуации, в которых может быть применена данная теорема.

Для формирования перечисленных умений требуется специальная, целенаправленная работа.

Работа по выделению условия и заключения теоремы обычно заканчивается оформлением краткой записи теоремы, которая в школе традиционно включает в себя записи «Дано» и «Доказать».

Для создания зрительного восприятия рекомендуется приучать школьников к следующему способу расположения теоремы на доске и в тетради.

Чаще всего выделяют следующие этапы работы с теоремой:

  • мотивация изучения теоремы, подведение учеников к открытию формулировки теоремы, точная формулировка;
  • работа с формулировкой теоремы (соотнесение формулировки с чертежом, осознание содержания теоремы);
  • построение чертежа, запись того, что дано, что требуется доказать;
  • поиск доказательства, доказательство теоремы и его запись;
  • закрепление теоремы;
  • применение теоремы.

Однако у разных авторов можно встретить разное количество этапов. Так, в книге Г. И. Саранцева «Упражнения в обучении математике»  выделяются этапы работы с теоремой и ставятся им в соответствие виды упражнений, кроме того, описаны приемы работы на уроке.

Для учителя математики должна быть интересна следующая таблица, составленная Саранцевым.

Отметим, что в данном пособии таблица 8 приводится в несколько измененной форме с сохранением ее содержательного наполнения.

В своей работе учитель должен формировать у школьников ряд умений работы с теоремой: извлекать информацию из условия и требования теоремы; вычленять отдельные элементы теоремы; переформулировать содержание теоремы; соотносить действия с наглядностью; преобразовывать содержание задачи; самостоятельно формулировать промежуточные задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)