Методы как инструмент культурологических исследований

Всякое построение научной теории предполагает наличие организующего начала, своего рода инструмента исследования. Им является метод ее познания, который понимается как совокупность приемов теоретического освоения действительности.

Культурология, как и другие науки, вырабатывает свои методы исследования, при этом, с одной стороны, основываясь на общефилософской методологии, а с другой – исходя из особенностей решаемых ею научных проблем, что требует применения специфических способов познания.

Следует заметить, что не существует универсального, применяемого для решения любых задач, метода. Каждый из них обладает как своими достоинствами, так и имеет свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Выбор правильного метода и составляет одну из важных задач исследования. Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления.

Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальным уровнем является эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы – описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод.

Интересно
Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т. п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, – понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей.

В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить чисто гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать.

Культурология ставит своей целью понять, с одной стороны, отдельные сферы, составляющие культуру, а с другой стороны – осмыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предполагает применение системного, или, как его часто называют, системно-структурного подхода.

Последний, включая в себя рассмотрение объекта с точки зрения взаимодействия целого и частей, позволяет понять культуру как сложное системное образование. На этом уровне происходит сопоставление, компаративный (сравнительный) анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного.

С помощью данного метода выявляются сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и другие, выявляя функциональную сферу культуры.

Осмысление сущности культуры предполагает также применение принципа историзма. Обращение к этому способу исследования обусловлено тем, что культура как сложное полифункциональное явление, возникнув в первобытном обществе, прошло длительный путь своего развития.

Приспосабливаясь к изменяющимся социальным условиям и потребностям общества, она меняла свое строение, усложняла систему институтов культуры, порождала новые культурные образования. Поэтому, чтобы понять современное состояние культуры, ее строение и функции, надо осмыслить зарождение и развитие культурного феномена. В исследовании этого процесса можно, с одной стороны, выявить условия, причины и потребности общества, вызвавшие к жизни культуру, а с другой стороны, проследить ее ответную реакцию на возникшие потребности.

Культурология преломляет в своем исследовании не только философские принципы, но и использует частно-научные подходы – семиотический, социологический, аксиологический, а также вырабатывает свои специфические способы осмысления изучаемого материала.

В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры.

Таким образом, культурология стремится не просто к описанию «совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства, а история культурологии – это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры.

Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание – это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)