Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении

По большому счету, оценить знания человека количественно так же сложно, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. В практике работы образовательных учреждений используются самые разнообразные формы и методы оценки знаний и умений обучающихся. Проблема обычно заключается в том, что кто учит, тот и оценивает, т. е. чаще всего оценка выражает субъективное мнение педагога.

Рассмотрим тестовые задания как современную процедуру итоговой оценки знаний и умений. При помощи тестов измеряется степень освоения обучающимися образовательного стандарта. При разработке теста принимаются во внимание определенные критерии (в зависимости от принятой таксономии целей обучения).

Чаще всего это следующие критерии:

  • знание фактов и взаимозависимостей между ними;
  • навыки решения теоретических и практических проблем;
  • самостоятельность в оценке фактов и явлений;
  • умение самостоятельно применять знания в новых условиях.

Отметим, что в данном случае оценивается степень достижения не всех целей обучения, а только тех, которые поддаются анализу с помощью дидактических тестов. После утверждения плана теста, учитывающего рациональные пропорции четырех категорий заданий, приступают к разработке теста. Количество заданий в тесте зависит от объема материала, детализированности предлагаемой проверки, а также от времени, которое обучающиеся должны будут затратить на выполнение теста.

Для оценки уровня обученности необходимы различные правовые задания, которые должны быть понятны учащимся. Если все время в процессе изучения правового курса задания носили воспроизводящий или репродуктивный характер, то задания на самостоятельное применение знаний на аттестацию выносить нельзя.

Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно в принципе, то оценка его знаний неизбежно содержит эмоциональную составляющую, величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего.

Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как к способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления.

Тесты по праву должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов (до этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, т. е. вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью»).

Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В некоторых случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100–200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовки. Облегченный вариант такой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов.

Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше – содержание базового учебника по праву (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных и экзаменационных тестов существуют поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом занятии. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так как при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности изучения материала.

Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях. Во-первых, поурочные тесты должны быть «закрытыми», т. е. иметь варианты ответов. Во-вторых, они должны быть краткими (один вопрос – одна строка), а вопросы – абсолютно ясными и корректными.

Оптимальное число вариантов ответов на каждый вопрос – 4–6, редко – 8. Причем каждый вариант ответа не должен занимать более одной строки. (Вспомним еще раз про принцип краткости.) Тестирование проводится в письменном виде. Это позволяет сделать аттестацию организованной и четкой, сократить время, отводимое на экзамен.

Тестирование – модульный контроль знаний. Следует помнить, что тестирование – это не поиск ответов в учебниках и конспектах и не совместное обсуждение возможных вариантов ответов, а неотсроченный контроль и предъявление знаний.

Дифференцированное тестирование позволит учащемуся оценить уровень своих знаний по праву и скорректировать обучение.

Результаты тестирования принято оценивать следующим образом:

  • оценка «отлично» – при 91–100 % правильных ответов;
  • оценка «хорошо» – при 71–90 % правильных ответов;
  • оценка «удовлетворительно» – при 51–70 % правильных ответов;
  • оценка «неудовлетворительно» – менее 50 % правильных ответов.

Для учащихся, особенно в начале обучения, процесс тестирования может представлять психологическую трудность, поэтому очень важно, чтобы ребята поняли алгоритм (последовательность действий или шагов, совокупность которых составляет умение) работы над контрольным тестом во время аудиторных занятий и предэкзаменационных консультаций.

Тестирование проводится одновременно со всеми учащимися группы, допущенными к сдаче экзамена. Можно использовать один или несколько вариантов контрольных тестов (на усмотрение преподавателя).

Доброжелательность педагога, умение четко решать организационные вопросы помогут создать в аудитории благожелательную рабочую атмосферу, что обязательно положительно отразится на результатах тестирования.

Проверка тестов может осуществляться непосредственно в аудитории, где проходило тестирование, либо по окончании тестирования в специально отведенное время. Результаты тестирования объявляются в присутствии всех учащихся непосредственно после окончания тестирования либо на следующий день (если проверка ответов на тесты проводилась в специально отведенное время).

Однако следует отметить, что доверие к тестам уже частично подорвано, так как общепринятое применение тестов при экспертизе содержания и методов обучения приводит к выводам, которые, в лучшем случае, просто некорректны, а в худшем – противоречат интересам как самого ученика, так и педагога. Таким образом, увлечение тестами на оценку компетентностей элементарного уровня как показателями эффективности обучения неправомерно.

Более того, их применение фактически лишь маскирует неприемлемую ситуацию, при которой оцениваются не главные, а частные результаты обучения, на самом деле не имеющие особого значения ни для самих людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)