Методологические принципы интерактивного обучения

Интерактивное обучение, в отличие от традиционного (лекция у доски), имеет целый спектр методологических преимуществ. Оно основано, прежде всего, на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и с преподавателем – игротехником.

Эффективная работа преподавателя в режиме интерактивного обучения зависит от нескольких условий: Первое – соответствие возможностей обучающего целям и зада-чам данной технологии (игра, тренинг, упражнение). В зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится высту-пать в том или ином амплуа: то в роли организатора-лидера, то ком-муникатора, то, в случае управления конфликтом, фасилитатора.

Второе – наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Для этого он должен вла-деть как диалогом, так и мультилогом — структурированным диалогом. Диалогическое общение в психологии представляется очень важным, так как рассматривается как условие «субъект-субъектных» отношений, в противоположность традиционным «субъект-объектным» отношениям.

Диалог всегда подразумевает наличие разных смыслов или их множество. А также совместное обсуждение, коллективное решение проблемы благодаря активности всех участников интерактивного взаимодействия. Активность участников направлена на предмет общения, задачу, а не на личность того или иного обучаемого.

Именно в диалоге участники взаимно обогащают друг друга, преж-де всего, различными подходами к той или иной проблеме, разным ее видением и, следовательно, выступают друг для друга как опре-деленные ценности. Равноправие, построенное на партнерских взаимоотношениях обучаемых и обучающего, осуществление обратной связи «здесь и сейчас», реализация интересов взрослых обучаемых поддерживают на интерактивной игре высокую сконцентрированность и их мотивацию и открывают общее коммуникативное и смысловое поле, требующее единого понимания проблемы и разговора как бы на «одном языке».

Поскольку современные проблемы системны, то они требуют использования языка, способного передавать систем-ные смыслы. Третье условие эффективности интерактивного обучения свя-зано с соответствующей личностной направленностью самого пре-подавателя.

Иногда с энтузиазмом встретив новую технологию, приняв ее чисто интеллектуально и профессионально, преподава-тель может отказаться от нее после первого же апробирования по внутренним, не всегда осознанным для него причинам, но, как пра-вило, связанным с боязнью оказаться не «на высоте», дискредити-ровать свой профессиональный или личностный авторитет.

Эта боязнь вызвана типичными затруднениями, связанными со стереотипами личностных установок и реакций в учебной обстанов-ке, которые проявляются в возврате к авторитарным, силовым шаб-лонам, менторскому стилю, лекционному, монологическому жанру общения с участниками игрового взаимодействия.

Для устранения такого рода трудностей преподавателю самому нужно участвовать в тренингах для игротехников и в тренингах личностного роста: ли-дерства, межличностного взаимодействия, конкуренции и т.д.

В практике повышения квалификации и переподготовки руково-дителей и специалистов, в том числе преподавателей-игротехников, получил распространение следующий перечень учебных результа-тов, которые можно обозначить как цели обучения: ^ознакомление (discovery): знакомство с основными поня-тиями и процедурами в конкретной области знания;

^освоение основ (literacy): способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;

совладение (fluency): успешное применение основных поня-тий и процедур в данной предметной области;

=>полное усвоение- мастерство (mastery): успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.

Все перечисленные учебные цели наилучшим образом реализуются в разнообразных интерактивных технологиях. Данное пособие построено именно с учетом вышеперечислен-ных целей. Каждая технология описывается таким образом, чтобы сначала обучаемый (в данном случае преподаватель) познакомился с основными целями и понятиями конкретной технологии, ее спе-цификой, затем с правилами и процедурами, далее с возможностями и трудностями проведения игры или тренинга и, наконец, описываются сами технологии, с той степенью детализации и инструк-тажа, чтобы преподаватель смог их провести самостоятельно.

С образовательной точки зрения, интерактивные технологии -это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании _возможностей действительности в контексте личностных интере-сов участников. В учебном процессе для руководителей и специалистов исполь-зуются как игры по принятию решений в нереальной обстановке или ситуации (например, имитационные или организационно-деятельностные), так и игры, помогающие адаптироваться к реаль-ной профессиональной среде (например, деловые или ролевые).

В учебном процессе чаще всего используются игровые модели, обу-чающие адаптации к окружающей среде, конкретной профессио-нальной деятельности, к людям. Если рассматривать деловую или имитационную обучающую игру или метод анализа ситуаций как процесс моделирования ком-муникативных аспектов квазипрофессиональной деятельности (лат. guasi – как будто, будто бы, то есть «мнимый», «ненастоящий»), то она вносит в существующий учебно-развивающий процесс новое качество в силу следующих особенностей:

• системное содержание коммуникативно-интерактивного учебно го материала, представленного в имитационной модели профес сиональной деятельности;

• воссоздание структуры делового взаимодействия в разных функ циональных звеньях профессиональной деятельности и с разны ми деловыми партнерами в игровой обучающей модели;

• приближение обучаемых руководителей и специалистов к потреб ностям в коммуникативной и профессиональной компетентности и ее практического применения, что обеспечивает осмысленность учения, личностную активность обучаемых, возможности перехода от познавательной мотивации к профессиональной;

• совокупность обучающего и развивающего эффектов;

• обеспечение переходов от организации и регулирования деятельности преподавателем в системе повышения квалификации и пе реподготовки к саморегуляции и самоорганизации коммуникатив но-интерактивной деятельности самими руководителями и специалистами;

• широкие возможности употребления коммуникативно-интерак тивной информации в функции средства регуляции квазипро фессиональной деятельности, что и превращает эту информа цию в профессиональные знания, то есть практические умения и навыки.

Все перечисленное, в свою очередь, способствует:

1) созданию у руководителей и специалистов целостного представ ления о профессиональной и коммуникативной компетентности, ее динамике и’месте в реальной деятельности;

2) приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия ре шений, осуществления сотрудничества;

3) развитию профессионального психологического не только тео ретического, но главное практического мышления;

4) формированию познавательной мотивации, созданию условий для появления личностной психологической установки и мотивации;

5) закреплению знаний в сфере делового общения, формированию коммуникативной компетентности;

6) выявлению новых смыслов общения и взаимодействия с деловы ми партнерами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)