Методологические и методические аспекты стратегического управленческого учета расходов на вознаграждения работников по стадиям жизненного цикла продукта

Рыночные условия жизнедеятельности компаний предъявляют высокие требования к генерируемой информационной совокупности о затратах и результатах ведения бизнеса, способствующей принятию стратегических решений, ориентированных на долгосрочное экономическое развитие организации.

Регулирование вопросов формирования информации о затратах и результатах деятельности хозяйствующего субъекта предписывает применение в практике современных методов стратегического управленческого учета затрат, в том числе расходов на вознаграждения работников.

В этой связи в современных условиях наиболее значимым и важным вопросом является создание и развитие новых, а также всестороннее изучение, осмысление и совершенствование существующих методологических положений ведения управленческого учета расходов на вознаграждения, нацеленных на выстраивание информационного множества, содействующего принятию стратегических решений с учетом специфики стадий жизненного цикла продукта.

Разработка комплексного методического приема стратегического управленческого учета расходов на вознаграждения работников по стадиям жизненного цикла продукта представляет собой современную тенденцию развития системы управленческого учета, ибо производимый продукт является основой текущей прибыльности компании и ее будущих денежных потоков.

Актуальность данного методического приема обусловливается еще и тем, что традиционные методы управленческого учета ориентированы в первую очередь на производственную стадию жизненного цикла выпускаемого продукта.

Несовершенство такого подхода заключается в том, что предпроизводственные (проектно-изыскательские) и постпроизводственные расходы на вознаграждения и их эффективность не соотносятся с продуктом, явившимся источником их возникновения.

Такое положение чревато тем, что менеджмент организации зачастую получает и использует измененную информацию о плановых и фактических расходах на вознаграждения сотрудников и результатах их деятельности, выражаемых через показатели экономической эффективности труда (отдача средств, направленных на вознаграждения работников) по отдельному продукту, что вызывает принятие ошибочных стратегических решений.

Отметим, что уровень и состояние изученности вопросов стратегического управленческого учета затрат, в том числе и расходов на вознаграждения по стадиям жизненного цикла, являются невысокими. В отечественной научной теории и практической деятельности комплексных исследований, посвященных данной проблеме, недостаточно.

Впервые исследования, посвященные данному вопросу, появились за рубежом после 1965 г., когда был введен термин “life cycle costing” (LCC) – “учет затрат по стадиям жизненного цикла” в докладе, подготовленном вашингтонским Институтом управления и логистики.

Позже, в 80-е гг. XX в., концепция учета затрат по стадиям жизненного цикла нашла применение на практике в производственном секторе США.

Зарубежные специалисты по управленческому учету Э. Аткинсон, Р. Банкер, Р. Каплан, М. Янг, К. Друри, Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар стали рассматривать положения LCC на протяжении всего жизненного цикла производимого продукта, начиная с проектирования и завершая снятием его с производства, в целях определения затрат и результатов, связанных с выпуском продукта.

В качестве наиболее распространенного определения концепции LCC можно привести следующее: “калькулирование затрат жизненного цикла (life cycle costing) является относительно новой перспективой, которая исходит из того, что организации должны принимать во внимание все затраты на продукт на протяжении всего периода его жизни при принятии решений о целесообразности внедрения нового продукта”.

Отечественные специалисты редко обращались к концепции LCC в целях исследования затрат и результатов, связанных с выпуском продуктов.

И все же М.Г. Карпунин, Я.Г. Любинецкий, Б.М. Майданчик изучали структуру и содержание затрат по жизненным циклам изделий и исследовали вопросы совокупных затрат на производство машин на предприятиях СССР.

Отдельные аспекты жизненного цикла машин и изделий в условиях плановой экономики рассматривались в работах Е.Г. Яковенко и О.В. Яременко.

А.С. Бородкин, В.И. Видяпин, К.П. Кедрова освещали вопросы учета затрат на проведение научно-технических работ. Профессор В.Н. Нестеров использовал концепцию жизненного цикла при разработке методологии учета и контроля затрат в инновационном развитии компании.

Ключевая мысль концепции учета затрат по стадиям жизненного цикла продукта (LCC) заключается в том, что в процессе учета осуществляется включение в себестоимость продукта всех затрат, сопряженных с ним на протяжении всего периода его жизни: разработка опытного образца, серийное производство изделия и вывод с рынка продаж.

То есть в соответствии с данной концепцией следует учитывать и соизмерять с определенным выпускаемым продуктом как затраты производственной стадии жизненного цикла изделия, так и предпроизводственные и постпроизводственные затраты, относящиеся к выпуску отдельного продукта, для принятия стратегических управленческих решений.

Заметим, что как в теории, так и на практике недостаточно разработан целостный комплексный подход к формированию учетной информации о затратах по продукту, в том числе и расходах на вознаграждения работников, на протяжении всего жизненного цикла продукта.

Отсутствие методических приемов по учету и контролю совокупных данных о расходах на основное и дополнительное вознаграждение по продукту искажает показатели себестоимости и прибыльности проектируемого и выпускаемого продукта, что потенциально может вызвать выработку неправильных управленческих решений.

Также традиционные методы управленческого учета, как правило, рассматривают расходы на вознаграждения работников и их отдачу (если является возможным определить) по каждой стадии жизненного цикла продукта (проектирование, производство, обслуживание (поддержка) изделия у потребителя) обособленно, независимо друг от друга, без их связи и взаимной согласованности.

Кроме того, большинство применяемых методов управленческого учета направлено на производственную стадию жизненного цикла продукта.

Все это свидетельствует о том, что в настоящее время еще не сложилось единого понимания о ведении управленческого учета затрат, в том числе и расходов на вознаграждения работников, и их результатов по стадиям жизненного цикла продукта.

Концепция LCC пока находится на этапе становления и представляет собой несогласованную систему управленческого учета, а точнее, общий подход к ведению учета для целей стратегического управления, парадигму развития стратегического управленческого учета.

Одним из предметов обсуждения, возникающих в процессе ведения управленческого учета затрат, в том числе и расходов на основное и дополнительное вознаграждение работников по стадиям жизненного цикла продукта, является уточнение термина жизненных циклов и обоснованное их выделение по стадиям.

Профессор Ф. Котлер формулирует жизненный цикл товара как “процесс развития продаж и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка”.

В соответствии с иным мнением кривая жизненного цикла продукта включает период от изысканий по его разработке до исчезновения изделия с рынка.

В частности, К. Друри отмечает, что “жизненный цикл продукта – это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработку продукта до того момента, когда интерес потребителей к этому продукту исчезнет”.

Ученым дается рыночное понимание жизненного цикла, поскольку завершение жизни продукта связывается с утратой интереса потребителя и в таком случае следует снимать продукт с производства либо его модифицировать, вносить какие-то новации.

При этом утрата в потребности и заинтересованности в продукте со стороны потребителя и, соответственно, снятие его с производства не означают, что компания разрывает свои обязательства по обслуживанию продукта и не несет затрат по оказанию гарантийных и сервисных услуг.

Жизненный цикл продукта должен прекратиться в тот момент времени, когда организация перестает нести затраты и получать результаты, соотносящиеся с данным продуктом.

Следовательно, бухгалтеры-аналитики должны определять финансовый результат по изделию посредством сравнения совокупных доходов и расходов всех стадий жизненного цикла продукта для принятия долгосрочных решений.

В рамках стратегического управленческого учета расходов на вознаграждения персонала важным является выявление эффективности затрат на основное и дополнительное вознаграждение сотрудников, определение их комплексной отдачи в совокупности по всем стадиям жизненного цикла продукта.

С этой целью целесообразно выделить взаимообусловленные стадии жизненного цикла продукта, в разрезе которых надлежит формировать информацию о затратах, в том числе и расходах на вознаграждения, и результатах: предпроизводственную, производственную и постпроизводственную.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)