Международная стандартная классификация образования и образовательные инновации

Международная стандартная классификация образования (МСКО), разработанная ЮНЕСКО в начале 1970-х гг. как инструмент, способствующий сбору, компиляции и изложению статистических данных об образовании как по отдельным странам, так и в международном масштабе, была принята Международной конференцией по образованию (Женева, 1975 г.) и утверждена в виде Рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования Генеральной конференцией ЮНЕСКО на двадцатой сессии (Париж, 1978 г.).

В ноябре 1997 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена МСКО, которая охватывала в первую очередь две сквозные классификационные переменные: ступени и области образования. Это было обусловлено новыми тенденциями и изменениями в сфере образования, возникающими в различных районах мира.

Например, увеличением числа различных форм профессионального образования и подготовки кадров; возрастающим разнообразием учреждений, обеспечивающих образование; более широким использованием дистанционного образования и других образовательных возможностей, связанных с новыми технологиями.

В ноябре 2011 г. принята МСКО-2011. В ней помимо утвержденной ранее классификации уровней образования содержатся новые составляющие (добавленные в связи с развитием системы образования детей младшего возраста и реструктурированием системы третичного образования):

  • рассмотрение образовательных квалификаций в качестве статистической единицы, соответствующей определенной образовательной программе;
  • трехзначная схема кодирования, применяемая для обозначения уровней образовательных программ и уровней полученного образования;
  • раздел, посвященный управлению МСКО;
  • расширенный глоссарий.

Соотношение уровней МСКО-2011 и МСКО-1997 представлено в таблице.

В ноябре 2015 г. утвержден пересмотренный вариант МСКО-2011 – «МСКО: области образования и профессиональной подготовки» (МСКО-Ф-2013), в котором программы образования и соответствующие квалификации классифицируются по областям обучения.

Данная классификация будет применена для сбора информации при подготовке аналитического доклада Education at a Glance 2017.

В МСКО, принятой в 2011 г., реструктуризации подверглась система высшего (третичного) образования. Выделенный в МСКО-1997 уровень 5 (первый этап высшего образования) имел две подкатегории: программы, обеспечивающие подготовку к научной работе либо доступ к профессиям, требующим высокой квалификации (5А), и программы, имеющие практическую (техническую, профессиональную) направленность (5В).

В МСКО-2011 высшее образование разделено на три самостоятельных уровня: МСКО 5 (короткий цикл третичного образования), МСКО 6 (бакалавриат или его эквивалент) и МСКО 7 (магистратура или ее эквивалент).

Уровни МСКО-2011 и МСКО-1997

Программы, ранее классифицированные как второй этап высшего образования (уровень 6 в МСКО-1997), теперь соответствуют уровню 8 в МСКО-2011 – докторантуре и ее эквиваленту.

В свою очередь подчеркнем, что высшее образование – это образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы.

Как и всякое образование, высшее образование – признаваемый обществом системный результат усвоения специально отобранного содержания.

Приведенное определение является сущностным, оно, по мнению Д. Ю. Трушникова, разработано с учетом признаваемых многими отличий высшего образования от среднего, начального профессионального и среднего технического и социальных ожиданий.

Отметим, что в настоящее время в Законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» нет определения высшего образования, как его не было и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (посл. ред. 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ; с 1 сентября 2013 г. согласно ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ утратил силу).

Для сравнения приведем определения из Советского энциклопедического словаря и Российской педагогической энциклопедии.

«Высшее образование – уровень знаний, получаемый в высших учебных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации».

«Высшее образование – уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т. п.)».

Для современного понимания происходящих в образовании изменений необходимо, на наш взгляд, придерживаться осмысления следующих позиций.

Инновация (позднелат. innovatio, англ. innovation – нововведение) – явление культуры, которого не было на предшествующих стадиях развития, но которое возникло и получило признание (социализировалось), утвердилось в знаковой форме и (или) в деятельности посредством содержания, способов, механизмов и результатов.

Понятие «инновация» сопряжено с понятием «нововведение», которое связано с инновационными процессами, инновационной деятельностью и определяется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового (новшества) в социокультурных системах для удовлетворения человеческих потребностей.

Классификация инноваций:

  • собственно инновационные (творчески осмысливающие и реализующие социокультурный и педагогический потенциалы, эффективно содействующие развитию личности и социума);
  • потенциально инновационные (недостаточно осмысливающие и реализующие социокультурный и педагогический потенциалы, поэтому не всегда эффективно содействующие развитию личности и социума);
  • депрессивные (незначительно реализующие социокультурный и педагогический потенциалы, обуславливающие постоянные трудности в управлении учебным процессом и в его осуществлении и вследствие этого недостаточно содействующие развитию личности и социума).

Критерии инноваций:

  • результативность способов соорганизации деятельности со средой;
  • доступность качественного образования для всех членов общества;
  • здоровьесберегающая среда;
  • разработанность концептуальных основ;
  • демократический характер управления;
  • рост профессиональной педагогической компетентности;
  • социальная активность.

Современные образовательные инновации, по мнению Е. В. Бондаревской и П. П. Пивненко, должны соответствовать четырем основным критериям для удовлетворения потребностей социума.

Критерий культуросозидательности связан с развитием русского народа как самобытного этноса, c воссозданием ментального пространства русского государства.

Критерий человекосозидательности – создание условий для нравственного становления и развития личности человека как представителя национальной культуры и хозяина земли, его творческой самореализации, жизненного самоопределения, качественного образования для всех и каждого.

Критерий педагогический – воспитание у учащихся национального самосознания и черт русского национального характера.

Критерий социальный – восстановление нравственных и бытийных основ жизни, укоренение выпускников в родном социуме как людей культуры и хозяев земли.

Результативность инновационного процесса зависит от многих факторов, в числе которых – менеджмент и квалификация педагогов.

Предпосылки инновационного процесса можно разделить на внешние и внутренние. Внешние – стимулируемые социокультурными трансформациями в обществе, возникновением новых возможностей для инновационной деятельности и образования, предъявлением к нему более высоких требований, изменением государственной политики по отношению к образованию.

Внутренние – зарождение и распространение, использование педагогами во главе с администрацией новых идей относительно перспективы развития проектов и образования. При этом инновационный процесс носит дискретный циклический характер.

В его продуктивности большую роль играют мотивы, направленные на достижение состояния устойчивого развития образования в значительно изменившихся условиях; критически рефлексивная способность и креативность представителей администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Инновационным процессам содействует компетентный подход к осмыслению сущности происходящих в обществе и культуре трансформаций, к пониманию миссии инновационного проекта и к умению осуществлять диагностику системы образования на основе проблемно-ориентированного анализа за предыдущие годы развития, выявлять проблемы, противоречия, обосновывать источники дальнейшего успешного развития, концептуальные его основы и прогнозировать процесс освоения нового.

Заметим, что научно-педагогический анализ инновационных процессов начался вместе с их возникновением. Так, еще в 1990-е гг., когда инновационные процессы только зарождались, М. Н. Дудина предлагала новые критерии эффективности оценки педагогических инноваций, положив в их основу «человеческое измерение».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)