Методики личностных исследований

Для изучения личности наиболее часто применяются стандартизованные методики СМИЛ (по Л.Н. Собчик), 16-ФЛО (по Кетгелу).

Методика MMPJ, широко применяемая в психологии у больных и здоровых лиц, наиболее адекватна целям изучения особенностей их личности.

Используется полный вариант на 566 утверждений СМИЛ (по Л.Н. Собчик).

Оценочные шкалы

  • шкала L – стремление улучшить впечатление о себе;
  • шкала F – стремление подчеркнуть наличие проблем;
  • шкала К – стремление избежать откровенности.

Основные шкалы

  • шкала 1 – избыточный контроль и сосредоточенность на своем самочувствии (ипохондрия);
  • шкала 2 – депрессия;
  • шкала 3 – эмоциональная лабильность;
  • шкала 4 – импульсивность;
  • шкала 5 – женственный (у мужчин) или мужественный (у женщин).

Стиль адаптации

  • шкала 6 – ригидность установок;
  • шкала 7 – тревожность;
  • шкала 8 – индивидуалистичность (аутизм);
  • шкала 9 – оптимизм и активность;
  • шкала 0 – интроверсия.

Основная характеристика профиля

  • акцентуированный (пики по одной-трем шкалам);
  •  нормативный или гармоничный (все шкалы в пределах 45-60 Т) при К-70, Р-60.

Кроме того, проводится изучение личностных особенностей по 16-ФЛО (тест Кеттела). Учитываются следующие факторы:

  • фактор А – низкие показатели (шизотимия), высокие показатели (аффектотимия, циклотимия) и средние показатели (норма);
  • фактор В – низкие показатели (сниженная способность к абстрагированию), высокие показатели (сильная способность к абстрагированию) и средние показатели (норма);
  • фактор С – низкие показатели (подчиняемость), высокие показатели (самоуверенность), средние показатели (норма);
  • фактор Е – низкие показатели (лабильность, слабость структуры “Эго”, хрупкость “Я”), высокие показатели (стабильность, выраженность силы “Я”), средние показатели (норма);
  • фактор F – низкие показатели (тревожность), высокие показатели (безалаберность) и средние показатели (норма);
  • фактор G – низкие показатели (слабая сила супер-эго), высокие показатели (сильное супер-зго, совестливый) и средние показатели (норма);
  • фактор Н – низкие показатели (сензитивный, тректня), высокие показатели (авантюрный), средние показатели (норма);
  • фактор J – низкие показатели (реалистичный, независимый, практичный), высокие показатели (беспомощный, зависимый, слабый, недостаточно самостоятельный), средние показатели (норма):
  • фактор L – низкие показатели (доверчивый), высокие показатели (подозрительный) и средние показатели (норма);
  • фактор М – низкие показатели (практичность, конвенциональность), высокие показатели (развитое воображение) и средние показатели (норма);
  • фактор N – низкие показатели (естественный, бесхитростный), высокие показатели (расчетливый, светский, проницательный), средние показатели (норма);
  • фактор О – низкие показатели (безмятежный), высокие показатели (тревожный, беспокойный), средние показатели (норма);
  • фактор Q – низкие показатели (консервативный), высокие показатели (радикализм), средние показатели (норма);
  • фактор Qg – низкие показатели (ведомый), высокие показатели (самодостаточный), средние показатели (норма);
  • фактор Qg – низкие показатели (низкая интеграция, снижение самоконтроля), высокие показатели (высокий самоконтроль), средние (норма);
  • фактор Q – низкие показатели (релакоированный), высокие (фрустрированный), средние (норма).

Вторичные Факторы:

  • фактор 1 – низкие показатели (низкая тревога), высокие показатели (высокая тревога), средние (норма);
  • фактор II – низкие показатели (сухость в межличностных контактах), высокие показатели (социально контактный), средние (норма);
  • фактор III – низкие показатели (хрупкая эмоциональность), высокие показатели (реактивная уравновешенность), средние (норма);
  • фактор IV – низкие показатели (подчиненность), высокие (независимость), средние (норма).

В соответствии с концепцией В.Н. Мясищева изучаются изменения нарушенных отношений личности (методика Д. Сиднея и Л. Сакса и модификации ЛПНИИ им. В.М.аастерева). Анализируются следующие нарушения системы отношений личности: к матери, отцу, к семье, к противоположному полу, к друзьям и знакомым, к педагогам ВУЗа, к себе, к прошлому, к будущему, к жизненным целям.

В психологическом разделе изучается также динамика Фрустрационных показателей (проективный тест Розенцвейга): направление реакций (экстрапунитивное, интрапунитивное, импунитивное) и тип реакций (препятственно-доминантный, эгозащитный и конструктивный).

Изучаются также личностный уровень притязаний по Б.В.Зейгаоник (1970 содержательная структура мотивации по методике Хекхаузена (1980, 1986) и оценочной шкале В.Э. Мильмана (1974-1985).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)