Психорегуляция с использованием музыки

Цель – снятие нервно-эмоционального перенапряжения, ускорение восстановительных процессов в организме, ритмическая и эмоциональная настройка учащихся, усиление оптимизации и координированности и выразительности движений. Применяется чаще всего на занятиях по сценическому движению.

Задача – используя музыку в качестве фона или с функциональной целью настройки, активирования или успокоения, усилить в степени психологический эффект психорегуляции. Отсюда понятно, что музыка используется как дополнительное, а не основное, решающее звено в системе психорегуляции.

Методика зависит от конкретного вида творческой деятельности, а также от индивидуального опыта личности (“на вкус и цвет друзей нет”). Все же можно путем социо- и психологического опроса выявить предпочтительную музыку и составить какую-то общую программу.

Практика – возможно применение музыки для озвучивания учебно-трениравочных занятий, что и является приемлемым и, пожалуй, наиболее частым видом использования ее. Можно использовать “следовую” тренировку, когда акгер воспроизводит в памяти понравившийся ему мотив как для настройки, так и для снятия утомления. Характер музыки и цели при этом различны. Музыку следует использовать в тех частях учебно-тренировочного занятия, которые не требуют активного внимания учащегося, чтобы не отвлекать его, например, от разучивания новых элементов. К таким часгям занятий относится совершенствование автоматизированных технических действий в основной и заключительной части занятия (разминки, пробежки).
Встречная музыка. Начинается за пятнадцать минут до учебного занятия, кончаетсяпо сигналу начала занятия. Цель – поднять настроение: эмоционально возбудить учащихся и отключить от нежелательных психологических помех, привнесенных с улицы, настроить на предстоящие занятия. Музыка должна быть
насыщена бодрыми, энергичными ритмами, написанными в быстром темпе – аллегро или в умеренном темпе модератто. Возможно использование песен, несущих смысловую нагрузку. Например: “Трус не играет в хоккей” (А.Пахмутова на слова С.Гребенникова и Н.Добронравова).

Музыка врабатывания. Начинается через пять-семь минут после сигнала о начале занятия, аккорды строятся на мажорном (большой терции) звучании и продолжается минут двадцать в подготовительной части занятий. Цель – настройка двигательного анализатора на рабочий ритм учебно-тренировочного процесса. В целях ускорения врабатывания предпочтительный темп аллегро, виво (виваче), престо; модератто, более быстрые мелодии и метроритмические акценты предназначены для выполнения их на фоне подскоков, бега, специальных и темповых упражнений.

Вначале музыка дается с понятным текстом, а затем на иностранном языке, чтобы не отвлекать от занятия или музыка без слов (инструментальная). Музыка продолжает свое воздействие через ритм, активирующий психомоторику учащихся. Здесь могут применяться следующие произведения песенного жанра (данные психолога Б.Каджаспирова): “Шагает гвардия спортивная” (музыка Сигизмунда Каца, слова В.Малкова) или песенка велосипедистов (музыка Тримелоса, слова П.Вяткина), “Червона рута” (В.Ивасюк). Иностранные песни (“Когда я покидаю Кубу” или “Облади-Облада”) Дж.Леннона и П.Маккартни, “Пой гитара” (Т.Попа), Инструментальные – Весенняя прогулка (Уоррен),Танцуй со мной (Лебик-Чолик), Плясовой напев (А.Владимирцов, Глеб Горбовский).

Лидирующая музыка применяется один раз в неделю во избежание перенасыщения и лишь тогда, когда педагог предлагает выполнить какой-нибудь прием подряд несколько десятков раз для совершенствования автоматизированного компонента сознательной деятельности. Продолжительность звучания – десять минут.

Цель – использование музыки в качестве ритмостимулятора или в качестве приятного звуколидера, к которому студенты приспосабливают свою ритмику для отработки движений, музыкальные ритмы подбираются и психологом в зависимости от рисунка выполняемых действий и от темпа работы. Произведения, чтобы не отвлекать внимания, даются в инструментальной обработке, музыка является как бы фоновой, в этом ее функциональное значение – она должна быть приятна и легка для слуха, но требовать внимания на уровне непроизвольности его, тембр приятный, а громкость несколько ниже
уровневой.

Произведения:

Калинка (инстр. обработка нар.песни)
Хоппель-поппель (Петерсон)
Халли-галли (Х.Оппенгеймер) и др.

Успокаивающая музыка. Цель – снятие утомления, достижение нейро-седативного эффекта, должна быть спокойной, мелодичной с мягким музыкальным рисунком – пенье птиц, шелест колосьев, весенняя капель, журчание ручья, шум моря, водопада.

Мелодия в темпе “ларго”, “ленто”, “адажио”, “анданте”; хорошо сочетается пенье птиц или музыка раннего преклассицизма (Перселл, Бах, Вивальди), классицизма (Бах) с релаксацией или сугге-
стией.

Заключительная (провожающая) музыка. Длительность 10-15 минут, после принятия душа и до ухода студентов с занятия.

Цель – ускорение процессов восстановления, переключение внимания. Темп – анданте, модератто, мелодия должна быть насыщена свежей диатоникой, с активными живыми метроритмическими акцентуациями, можно использовать и песни, марши – “Не плачь девчонка” (В.Шаинский, В.Харитонов), “Свободный вечер” (Д.Тухманов,
М.Ножкин).

Различают следующие варианты назначения функциональной музыкальной психорегуляции:

  1. Музыкальное сопровождение. Соответствующий музыкальный материал используется для вызывания установки на воображение ситуаций или используется как фон с функциональным назначением музыки. Например, Григ – 1 часть сюиты из музыки к “Пер Гюнту” или Вивальди – скрипичные концерты.
  2. Эксплоративная музыка – в основном грустно-лирическая, направленная на вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций. Бетховен – концерт для скрипки с оркестром. Шуберт – неоконченная симфония.
  3. Лирико-медитативная музыка для размышлений и сосредоточения. Например, Шопен – центральные части фортепианных концертов и ноктюрнов, Прокофьев – 7 симфония, 1 и III части.
  4. Коммуникативная функциональная музыка – это групповое прослушивание музыкальных произведений, направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и доверие в группе. Совместное прослушивание и публичное переживание могут быть источником обмена эмоциональными впечатлениями, преодоления ранее бывшего недоверия, обнаружения сковывающихся ранее эмоций напряженности. Характер произведений связан с позитивными активирующими эффектами: например, Дворжак – 9 симфония, II часть.
  5. Психорегулируюшая музыка чаще используется при релаксации или в качестве сопровождения аутогенной тренировки. Для этого достигается музыка в умеренном темпе, лирикоромантическая или спокойная.

Бах – прелюдии и хоралы, органные фуги
Моцарт – “Маленькая ночная серенада”
Большую умиротворенность и успокоение вызывали следующие
произведения:

Бетховен – “пасторальная” симфония
Брамс – серенада
Шопен – экспромты, прелюдии
Дебюсси – фортепианные арабески “Фауна” и “Море”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)