Суггестология и суггестопедия

Основоположником этого направления в психологии и педагогике является болгарский психогигиенист Г. Лозанов.

В переводе на русский язык суггестия означает внушение. Под внушением следует понимать не обыденный синоним с приказанием угрозы и строгого взыскания в случае невыполнения.

Психологическая наука определяет внушение как форму межличностного общения, при которой суггеренд пассивно и непроизвольно, без обдумывания, усваивает идеи, высказанные суггестором, и выполняет без борьбы мотивов его задания. Суггестором называется личность, осуществляющая внушение, суггерендом же личность, являющаяся объектом суггестии. В случае выше разбиравшейся методики аутогенной тренировки, как и при всех вариантах и приемах практического самовнушения, суггеренд и суггестор объединены в одном лице. Широко известен врачебный вид суггестии, называемый гипнозом (в переводе с греческого “гипноз” означает “сон”).

Гипноз редко применяется для психорегуляции творческой деятельности, ибо творящий в этом случае лишен основной цели творчества самоактуализации. Но как вспомогательный способ регуляции психического состояния, особенно показан лицам с функциональными расстройствами нервной системы (бессонница, повышенный невротизм и т.п.). Гипноз проводится только лицами, имеющими медицинское образование, лучше специалистами: врачами психиатрами или психотерапевтами.

В отличие от врачебной суггестии, существует и понятие педагогического внушения.

  1. Гипносуггестия. Цель применения гипноза с помощью внушений в тормозном статусе мозга, в котором снимается критичность психики, достигнуть состояния “особой открытости” и податливости к внушающему действию слова и провести регуляцию психического состояния. Задача гипносуггестии облегчить внушающее действие слов психолога для мобилизации творческого состояния. Методы гипносуггестпи разнообразны, существует, например, метод воздействия преимущественно на зрительный анализатор, но как правило, методы комбинируются, а начинать рекомендуется с воздействия на зрительный анализатор, чтобы вызвать блестящими предметами (шариком, молоточком) утомление зрительного анализатора и привести к некоему сомнолентному сновидному состоянию, которое затем усиливается словесными внушениями, адресованными в основном к слуховому и кинестетическому аппарату. Важна последовательность внушений, адресуемых затем к различным органам и системам. Нарушение этой последовательности ведет к расстройству психологического комфорта, обязательного для последующих мотивированных внушений, направленных на содержательную сторону деятельности суггеренда. Кроме того, соблюдение этой последовательности способствует беспрепятственному наступлению гипнотического состояний. Система проведения усыпляющих внушений может быть представлена следующим образом.
  2. Установка на принятие позы: “Итак, устроились удобно, легли хорошо и как только вы закрыли глаза, так сразу же приятное чувство расслабленности и дремоты охватило целиком и полностью, оно вызвал) желание заснуть”.
  3. Отключение от личных переживаний: “в голове появляется туман, мысли приятно спутались в голове, они постепенно исчезают”.
  4. Отключение от окружающего: “окружающие шумы, звуки и разговоры становятся безразличными для вас, они постепенно перестают доноситься до вас, не беспокоят и не интересуют”.
  5. Адресовка внушений к кинестетическому анализатору: “мышцы туловища, рук и ног расслабляются; в них больше нет ни малейшего напряжения, веки совсем отяжелели, слиплись”.
  6. Внушения, адресуемые к дыхательному аппарату: “дыхание стало ровным, спокойным, еще болев глубоким…”
  7. Адресация внушений к сердечно-сосудистой системе: “сердце работает ровно, спокойно, приятно, теплота разливается по всему телу”.
  8. Словесные сигналы усыпления: “ничто не мешает наступающей дремоте, наступающему сну. Сон необходим, это сон лечебный, и все глубже, все крепче вы засыпаете”,
  9. Внушения, адресуемые к общему тонусу: “состояние покоя и отдыха нарастает… приятное чувство истомы, оцепенения и сонливости все усиливается”.
  10. Внушения, адресуемые непосредственно ко второй сигнальной системе: “мысли приятно спутались в голове… забыты все тревоги, все волнения дня, они улетели прочь… все окружающее безразлично для вас”.
  11. Формирование зоны рапорта: “слышен только мой голос… каждое мое слово глубоко западает в ваше сознание…”.

Для углубления гипнотического состояния можно использовать ритмический счет. С целью большей очерченности и контурирования ритма мы предпочитаем мотивированное опосредование счета словесной формулировкой. Например, “раз… дремота и сонливость еще глубже охватывает вас…”, два… приятным туманом охвачена голова” (рифмование слов также способствует гипнотизации), все хорошо, приятно спокойно отдыхает внутри, три…” и т.д.

Углублению гипнотического сна способствуют также ритмические паузы длительностью в три, пять, десять минут. Более длительная пауза может способствовать утрате гипнотического рапорта и переходу гипноза в естественный сон. Поэтому после углубления гипнотического сна перед формулой лечебных внушений, следует мотивировать сохранение рапорта, чтобы не утратить его: “вы хорошо и внимательно воспринимаете мои слова, нервная система подготовлена для восприятия лечебных внушений…” Для целей активации в формулу педагогических внушений следует вводить элементы мотивированной суггестии. Это возможно и в коллективе, несмотря на разнообразие стимулирующих мотивов у каждого из участников лечебной группы. Технически это осуществляется тактильным установлением индивидуального рапорта (прикосновение ко лбу, к руке испытуемого с применением словесного опосредования: “сейчас я подойду к каждому из вас, положу руку на лоб и проведу индивидуальное внушение, относящееся к тому, кому я положу руку на лоб”.
После того, как сформирован рапорт, психолог (врач) шепотом проводит индивидуальное внушение (или по радионаушникам в полный голос) . Перед окончанием гипносуггестии дается установка на более глубокую стадию сна в последующие сеансы: “с каждым последующим сеансом лечебного сна вы будете засыпать все быстрее и глубже”. Перед пробуждением надо дать обязательную установку на бодрствование, чтобы после сеанса гипноза испытуемые не ощущали сонливости и каких-либо неприятных ощущений. “Теперь сеанс приближается к окончанию. Я буду считать от пяти до одного и по счету один легко и просто как бы сами откроются глаза и голова будет ясной, светлой, бодрой и работоспособной, весь организм отдохнул, набрался сил, энергии, здоровья, никаких неприятных ощущений испытывать не будете, настроение будет ровное, спокойное, хорошее самочувствие сохранится надолго… Итак, считаю, пять, туман из головы начинает исчезать… – четыре – веки становятся легкими, три… в руках и ногах появляется сила, упругость в мышцах, напряжение, энергия, два… туман из головы исчез совершенно, веки совсем легкие, один… легко и просто открылись глаза, вы бодры, энергичны, работоспособны, голова ясная, готовы к действию”.

Педагогическое внушение
Оно осуществляется тремя способами.

  1. Внушение наяву, прямое . .Цель – мобилизовать психологическую сферу личности человека внушением без применения гипнотических воздействий. Задача – показать психорегулирующий эффект очно, наяву, не прибегая к косвенным или тормозным методам внушений. Методика – вначале нужно особыми приемами (как правило методами проверки внушаемости) вызвать состояние сосредоточенного внимания испытуемого и повышения его внушаемости посредством безапелляционного директивного внушения тут же реализуемых воздействий. Практика – педагог-психолог ставит испытуемого около стены, пристально смотрит ему в глаза, безапелляционно заявляя, что сейчас же он взглядом заставит его упасть назад, туда, к стенке*. Так как это заявление сделано в авторитетной форме, оно, как правило, туг же реализуется. Это повышает сразу же внушаемость испытуемого и авторитет педагога. После чего и может реализовать практически любую программу психорегуляции в зависимости от предложенной педагогом, например, упразднить “лихорадку” перед завтрашним экзаменом.
  2. Внушение наяву, косвенное. Цель – мобилизовать психическое состояние с помощью косвенных внушений наяву. Задачи аналогичные предыдущему методу психорегуляции косвенными приемами внушения. Методика аналогична предыдущей, но внушения отличаются тем, что они не безапелляционны, а основываются на каком-то базисе, например, стоящему у стены по стойке “смирно” учащемуся внушается, кроме прямого убеждения – “Завтра ответишь хорошо!” тут же удается косвенное опосредование этого: “Вы готовились к этой встрече. Вы предельно мобилизованы. Кроме того, Вы очень внушаемы, а это очень хорошо, потому что я могу внушить Вам нужное психологическое состояние. Вы мне доверяете, ибо мои внушения нисколько не противоречат тем, которые Вам нужны и которые предъявляет к Вам”. Такие внушения могут проводиться, как прямые, так и косвенные, и самими педагогами.

Л.П.Гримак приводит данные о возможностях моделирования в гипнозе творческих состояний. Так известный американский психолог Стенд и Криппнер (1968) справедливо рассматривает гипнотичес-
кое состояние как продуктивное, стимулирующее и мобилизующее творческие процессы. По мнению этого автора гипноз способен интенсивно фокусировать сознание, в результате чего начинают самовосприниматься подпороговые стимулы. Другой зарубежный ученый Бауэре (1967) экспериментально на нескольких группах испытуемых достоверно доказал, что гипнотическое состояние способствует повышению творческих возможностей человека как за счет снятия штампов мышления, выражающихся в привязанности к общепринятым канонам, так и в результате повышения уверенности (“не боги горшки обжигают”, “все по плечу”).

Гипнолог В.Л.Райков (1969, 1972) показал возможность активизации творческого процесса не только от непосредственной стимуляции творчества словесными (вербальными) формулировками, но и от “предлагаемых обстоятельств”, и от образа значимой личности, в которую “перевоплощается” испытуемый.

В экспериментах Н.А.Березанской (1975) получено повышение уровня творческой работоспособности у актеров при вживании их в образ “великого человека”.

Например, актер К. направлен по совету психолога, обнаружившего “зажимы” и снижение работоспособности перед киносъемкой. В детстве отличался впечатлительностью, “примерял” к себе различные людские заботы и печали, иногда “западал” на самовнушенных болезненных проявлениях и ощущал их со стороны различных внутренних органов. Начал “прислушиваться” к себе, несколько раз испытывал “почти реальный до ужаса и до появления мурашек страх умереть”.

Цикличность самочувствия с годами определялась все четче, что стало нарушать трудоспособность. Обратился за психотерапевтической помощью.

По данным психологических исследований обладает высокой самооценкой, спонтанностью, творческой активностью, но не всегда воспринимает себя благоприятно. Цикличен, эмоционально лабилен, сентиментален, иногда может растрогаться до слез. Наряду с демонстративностью и оптимизмом может давать преходящие депрессивные реакции и полиморфные фобии (например, страх заболеть раком и т.п.). Тонкость восприятия сочетается с мягкостью, мечтательностью, конформностью. Адаптация к людям, которые раздражают, дается ценой значительного нервно-психического напряжения. Обладает повышенной впечатлительностью, внушаемостью, тревожностью, ранимостью, выраженной интуицией. Все неудачи переживает весьма болезненно. После спектакля долго пребывает в образе, не может уснуть. Пришел за психологической консультацией в период после спада настроения в связи с напряженной работой в кино. Учитывая повышенную внушаемость артиста, “гуттаперчивость” и “мимозность” его психики, было решено сразу же начать психогигиеническую работу по оптимизации его работоспособности с гипносуггестии. С первого же сеанса, минуя сомноленцию, погрузился во вторую каталептическую стадию гипнотического сна. И в последующем засыпал в любом положении в стадии с выраженной восковидной ригидностью мышц, переходящий в сомнамбулическую фазу. Делались общеукрепляющие внушения, направленные на снятие страхов, на повышение работоспособности, на оптимальную мобилизованность и эмоциональную активность в период съемок. Отметив высокую эффективность гипнотических воздействий на творческую работоспособность, неоднократно на протяжении нескольких лет по мере надобности прибегает к этим средствам.

Проявляет, однако, нежелание переходить на путь собственной психической саморегуляции, не воспринимает других методов психогигиены (аутогенной тренировки, психофизической гимнастики), несколько пассивен в выборе путей самореализации. Сейчас в хорошей форме, активно работает в театре в кино

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)