Методические особенности формирования и развития творческих способностей школьников

В настоящее время исследователи переносят свое внимание от общей теории творчества к поиску методов и способов обучения творческой деятельности и сталкиваются с противоречием поставленной задачи.

Так как творчество представляет собой создание чего-либо нового, то его продукта еще не существует, а раз его не существует, этому нельзя научить. Поэтому в развитии творческих способностей обучающихся, внимание направлено не столько на достижение заранее спланированного результата, сколько на сам процесс и механизм его создания.

В.И. Андреевым, Д.Б. Богоявленской, А.В. Хуторским доказано, что ведущим личностным качеством, демонстрирующим уровень развития творческих способностей, является творческая активность.

Они определяют ее как интегративную характеристику личности, в структуре которой присутствуют новые образования (творческие потребности, мотивы и т.п.), а с другой, – имеют место качественные изменения в деятельности, благодаря чему она становится более инициативной, целеустремлённой, самостоятельной, что сказывается на уровне её продуктивности в соответствующих видах деятельности.

Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том, что задача педагога заключается в формировании не абстрактных функций памяти, мышления, внимания и т.д., а конкретных видов деятельности, среди которых на первом месте творческая поисковая активность обучающихся.

Использование в процессе обучения теории поэтапного формирования способствует как усвоению ребенком отдельных познавательных действий, так и обучению приемам деятельности интеллектуальной.

  • Структура творческой деятельности характеризуется рядом этапов:
    • осознание, постановка и формулирование проблемы;
    • нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи);
    • обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая (научное творчество), конструкторская (техническое творчество) и технологическая разработка этого принципа (художественное творчество);
    • практическая проверка гипотезы, практическая реализация».

Первые три этапа имеют отношение к умственной деятельности, а последний этап (четвертый), выступает в качестве основы в реализации творческих способностей личности. При этом, эффективность данного этапа связана с успешностью реализации предыдущих.

Специфика формирования творческих способностей учащихся, по мнению И.П. Калошиной, связана с тем, что обучающиеся должны быть включены в определенную деятельность, которая:

  • во-первых, направлена на решение задач, характеризующихся отсутствием у субъекта предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки, постулатов, аксиом, теорем, законов в конкретной предметной области;
  • во-вторых сопряжена с возникновением у субъекта новых для него знаний в качестве ориентировочной основы действий на осознаваемом или неосознаваемом уровнях, необходимых для последующей разработки способа решения задач;
  • в-третьих, характеризуется для субъекта отсутствием возможности разработки новых знаний и на их основе способа решения задач.

Поиск неизвестного может быть осуществлен с помощью механизмов анализа через синтез; взаимодействия интуитивного и логического начал; ассоциативного механизма; эвристических приемов и методов.

В работах Г.В. Тереховой развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения с использованием творческих заданий

При этом под системой творческих заданий (например, для детей начальной школы) она понимает структурированный комплекс задач, которые представлены в иерархической последовательности в зависимости от применяемых творческих методов (они предполагают освоение новых знаний об объекте, ситуации или явлении путем их преобразования или оригинального применения).

В качестве главной детерминанты, оказывающей влияние на развитие творческих способностей и продуктивного мышления обучающихся, выступают когнитивные процессы, уровень развития которых обеспечивает повышение поисковой, творческой активности в ситуациях неопределенности.

Для формирования гибкости мышления в процессе учебных занятий целесообразно использовать задачи и примеры, отличающиеся по уровневым характеристикам, осуществлять анализ этапов их решения, формировать учебно-познавательные стратегии, направленные на совершенствование качественных сторон мышления обучающихся.

Интересно
В ходе решения новой задачи необходимо сопоставлять ее условия с ранее рассмотренными, предлагая различные варианты, позволяющие решить ее более рациональным способом.

Все это благоприятно сказывается на алгоритме способов и приемов, которые будут приняты во внимание обучающимся при нахождении оптимального решения в нестандартных ситуациях.

Именно поэтому одна из приоритетных задач учителя состоит в формировании мотивации у обучающихся к самостоятельному анализу результатов своей деятельности и постановке ряда задач, связанных с творческой поисковой активностью.

Рассматривая творчество школьников как особенную качественную и одновременно общественную сферу, И.П. Волков подчёркивал, что результаты ее развития непосредственно обращены к личности учащегося, оказывают влияние на увлечение процессом познания, воспитание потребности трудиться, формирование высоких моральных качеств.

Основным критерием развития интеллекта учащегося является умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к задачам творческим.

Система творческих заданий – это совокупность задач, обеспечивающих развитие креативных способностей школьников, решение которых позволяет овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, а также преобразовать объекты, явления и ситуации в новом для них качестве.

Такая система подразумевает наличие целевой, содержательной, деятельностной, а также результативной составляющей.

При этом, добиться наиболее значимых результатов в развитии творческих способностей возможно при умелом сочетании эвристических и алгоритмических методов. В этом процессе определяющую роль играет конструктивно-творческая доминанта, являющаяся основой продуктивной деятельности учащихся.

На основе теоретического анализа исследований Г.С. Альтшуллера, В.А. Бухвалова, И.И. Ильясова, А.М. Матюшкина был выявлен ряд критериев, необходимых для конструирования заданий творческого типа:

  • условия выполнения задания должны соответствовать выбранным методам творчества;
  • условие задачи должно предполагать наличие нескольких способов ее решения;
  • в задаче необходимо определить актуальный уровень ее решения;
  • задание должно составляться с учетом возрастных интересов и предпочтений учащихся.

Творческий процесс можно направлять путем выполнения разноуровневых заданий, структурировать материал и четко представить его в виде конкретного алгоритма действий. И.Э. Унт дает определение творческим заданиям как заданиям, которые подразумевают самостоятельный поиск решения, проявление творческого подхода, применение имеющихся знаний оригинальным способом, совершение личного (а иногда и общего) открытия.

Как правило, степень развития творческих способностей определяется материалом, на основе которого создавалось задание.

Стратегия работы с одаренными детьми с высокими интеллектуальными способностями базируется на трех основополагающих принципах:

  • подбор заданий, выполнение которых требует одновременной работы как логического, так и образного мышления;
  • принятие наряду с предметной направленностью равноправие личного опыта обучающихся как источника познания и обеспечение их оптимального взаимодействия;
  • смещение акцентов с традиционного способа развертывания содержания на информационно емкий.

Организация совместно-диалогической продуктивной деятельности должна обеспечивать не только овладение школьниками базовыми предметными знаниями, но и развитие их творческих способностей, системного мышления, научного мировоззрения, формирование исследовательской и базовой культуры личности учащегося.

Совместная деятельность учеников и педагогов создает рефлексивно-диалогическое пространство, которое способствует психологически безопасному и комфортному развитию личности, проявлению ею творческих устремлений в интеллектуальной, трудовой, экономической, эстетической и иных сферах жизнедеятельности общества, повышению ее социальной активности.

Умело используя разнообразие видов деятельности и влияние межличностных отношений, складывающихся в этом пространстве, педагог может способствовать приобщению ребенка к новой системе ценностей через актуализацию эмоционально-аффективной сферы, совершенствованию механизмов освоения социально-культурного опыта, связанного с конструктивно-творческой доминантой деятельности.

Таким образом, обучающиеся получают навыки саморазвития и самообразования, познания окружающего мира и социума, а учитель реализует одну из своих основных функций – развитие творческих способностей своих учеников.

Содержательная компонента творческого процесса объединяет в себе, как внешнее содержание, которое определяется образовательной средой, так и внутреннее, возникающее в результате творческой деятельности личности на основе ее личного опыта.

В процессе творческой деятельности обучающиеся приобретают следующие умения:

  • рассматривать проблему с различных сторон, в различных ракурсах;
  • осуществлять попытки перенесения привычных функций в нестандартные ситуации;
  • добиваться позитивных результатов в ходе выполнения различных видов деятельности и решения задач.

Для закрепления полученных результатов и накопления опыта ребенок в процессе обучения должен научиться фиксировать и анализировать собственные действия. Данные задачи реализуются через проведение рефлексии. При этом, наибольший эффект принесет применение как текущей рефлексии (в процессе выполнения самостоятельных заданий в рабочей тетради путем оценки своих достижений, описании чувств, фиксировании мыслей), так и рефлексии итоговой в выполнении периодических контрольных заданий.

На основании этого педагог может проводить анализ успешности развития творческого потенциала своих учеников. Поэтому определяем процесс обучения как сложную интегративную систему, предполагающую процесс взаимодействия субъекта педагогической деятельности и субъекта учебной деятельности. При этом первый выполняет роль обучающего, а второй – обучающегося. В этом случае, эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающего.

Выбранная стратегия позволяет развивать у учащихся системное мышление и создает условия формирования абстракций высокого уровня обобщения

В результате взаимодействия учителя и ученика на основе включения личностного опыта в предметное содержание предлагаемая информация переводится в знаково-символическую форму хорошо знакомых ученику понятий, соответствующих его возрастным особенностям.

Средствами разработанного языка, в форме графических, знаковых конструкций, содержание легко структурируется на отдельные смысловые фрагменты, изучается, а потом также легко соединяется в целостную научную картину.

Таким образом, творчество должно стать ценностной ориентацией в различные периоды самореализации человека. Оно зависит от уровня развития знаний, умений; задатков; методов, видов, форм, средств обучения; характера деятельности; исторических, социальных, общественных условий; личных качеств обучаемых; профессионального мастерства педагога.

Под творческими способностями мы понимаем ценностное, интегральное качество личности, которое развивается в различные периоды онтогенеза и позволяет на основе более высоких по сравнению с другими детьми данного возраста интеллекта, повышенной избирательной увлеченности конкретной предметной деятельностью или несколькими видами деятельности, достигать экстраординарных результатов, демонстрирующих активизацию у обучающихся поисковой стратегии, формирование познавательной самостоятельности, выступающей в качестве образовательного результата.

В этой связи, организуя деятельность по развитию творческих способностей детей, учителю необходимо учитывать следующие аспекты:

  • творческое воображение играет определяющую роль в развитии творческих способностей;
  • процесс обучения в школе должен иметь своей целью не только передачу знаний в готовом виде, но и творческое развитие способностей обучающихся, что предполагает использование эвристических способов и приёмов в познании;
  • прерогатива в усвоении учебного материала должна быть отдана методам, направленным на систематическое и целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, обеспечивающим формирование у них умений творческого уровня; организацию самостоятельной проверки результатов работы учащихся;
  • уровень развития познавательных психических процессов (внимания, памяти и др.) выступает в качестве основы продуктивного мышления и способствует повышению творческо-поисковой активности обучающихся;
  • учитель, как организатор учебной деятельности, должен создать психологическое обеспечение учебной деятельности, направленное на развитие творческого потенциала личности учащихся, включающего ряд качеств: целеустремленность; эвристичность; решительность; гибкость; требовательность; независимость; оптимистичность; принципиальность; коммуникабельность; лидерство; новаторство;
  • для формирования гибкости мышления в процессе учебных занятий целесообразно использовать задачи и примеры, отличающиеся по уровневым характеристикам, осуществлять анализ этапов их решения, формировать учебно-познавательные стратегии, направленные на совершенствование качественных сторон мышления обучающихся;
  • в формировании учебно-познавательных стратегий обучающихся в творческой деятельности определяющую роль играют когнитивные визуальные средства различной степени сложности, с помощью которых информация может быть представлена на физическом – чувственно-образном, абстрактном – вербально-логическом, абстрактном – схемном и модельном уровнях;
  • постоянное совершенствование творческой деятельности на уровне содержательно-процессуальных характеристик образовательно-воспитательной деятельности.

Технологии формирования и развития определенного типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в средство воспитания, строятся на основе принципов инновационной педагогики.

Инновационная образовательная среда представляет собой единое образовательное пространство учебного заведения, позволяющее объединять усилия заинтересованных лиц в решении задач обучения и воспитания, развитии творческого потенциала обучаемого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)