Метод проектов в системе школьного и вузовского образования

Распределение (если имеется в виду групповая работа) тролей, т.е. заданий для каждого участника, должно осуществляться при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», предметными.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

О методе проектного обучения говорят, что это модификация старого метода, родоначальником которого является американский педагог В.Х. Кильпатрик. В 1920-х гг. метод проектов привлек внимание и советских педагогов, которые считали, что с его помощью можно обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении.

Этому методу уделяли внимание и с точки зрения возможностей осуществления непосредственной связи между приобретенными знаниями и приобретением их в процессе решения практических задач. Однако в 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден и предан забвению. В 1926 г. Е.Г. Качаров писал, что наиболее распространенное определение метода проектов такое: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

По мнению автора, метод проектов имеет следующее отличительные черты:

  • Основной принцип проектного метода – детские интересы сегодняшнего дня.
  • Второй – принцип самодеятельности и от всего сердца производимой работы субъекта
  • Проект есть слияние теории и практики и заключает в себя не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение.

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействии субъекта с окружающим миром, в совместной деятельности обучающего и обучаемого с опорой на собственный опыт человека. Образно говорят об этом методе так, что обучающий осуществляет психолого-педагогическое сопровождение человека в деятельности по освоению и преобразованию окружающего мира. В специфике метода заложен и его воспитательный потенциал. Это проявляется в следующем.

Интересно
В работе, например, учителя биологии и экологии значительную роль играют методы, направленные на формирование умений и навыков реализации основных целей экологического образования. Нетрадиционность образовательных целей экологического образования, таких как «формирование личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде», требует от педагога овладения новыми психолого-педагогическими технологиями.

Современный ведущий должен уметь конструировать не только занятие, но и особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. При этом особое внимание уделяется интерактивным методам – методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.

Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, включить их в реальные события, создать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения.

Учить пониманию – новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы. Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию. Моделирование различных процессов дает возможность создать среду, в которой участники учатся понимать друг друга даже при разных уровнях подготовки. Такой игровой прием, как игра «Роботы», показывает сложность процесса управления коллективом.

Игра «Конструктор» или, как иногда ее называют, «Лего» формирует умения и навыки передачи информации. Большое значение имеют упражнения, направленные на установление обратной связи, выработку умений корректировать свои действия при поступлении как положительной, так и отрицательной обратной связи.

Игры помогают в принятии решений, моделирований психолого-педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)