Казахское декоративно-прикладное искусство

Привнесение в содержание эстетического воспитания национальной художественной культуры является значительным вкладом в развитие отечественной педагогики, так как народное искусство полифункционально по своей сущности, интегрирует различные виды искусства, является фактом общечеловеческой культуры, сохраняя при этом характерные национальные особенности, связанные с историей, жизнью, опытом, языком, традициями, культурой и религией народа.

Примером этого служит казахское народное декоративно-прикладное искусство, позволяющее глубже познакомиться с традиционными казахскими художественными ремеслами, сформировать представление о быте и традициях народа.

Особое значение использованию декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения придавали казахские просветители. На конкретных примерах они подчеркивали необходимость и важность изучения народного наследия.

Так, например, Ч. Валихановво время поездки к алатауским киргизам и в экспедиции на Иссык Куль изучал жизнь и быт кочевников, народное творчество, памятники материальной культуры народов Востока. Результатом его исследований явились историко-этнографические произведения: «Дневник поездки на ИссыкКуль», «Записки о киргизах», в которых содержится богатый материал о народном искусстве.

Большой интерес представляет система образования, разработанная казахским педагогом-просветителем Ы. Алтынсариным, в которой важная роль отводится народному декоративно-прикладному искусству.

Определенный интерес вызывает учение Абая о развитии нравственных качеств, душевных способностей, которые очень разнообразны и многообразны и формируются в процессе непосредственного восприятия произведений, выполненных народными мастерами, активной и творческой деятельности. Он призывал казахскую молодежь учиться ремеслу, постигать богатый опыт народа «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякнет, а умение – нет».

Рекомендации, изложенные в трудах Абая, содержат в себе педагогический опыт, мастерство и не утратили педагогической значимости до настоящего времени. И сегодня они могут оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения. О своеобразии и богатстве народного искусства казахов, в частности декоративного, много писали ученые историки, этнографы, фольклористы, лингвисты, географы, которые занимались исследованием дореволюционного Казахстана.

Например, глубокое знание жизни и быта казахов, его материальной и духовной культуры закономерно привело Г.Н. Потанина к размышлениям о его будущности, путях просвещения, потенциальных возможностях. Залог будущего прогресса казахского народа Г.Н. Потанин видел в его богатых исторических традициях.

Очерки Д.Л. Иванова «По киргизской степи» знакомят читателя с казахской степью, с ее обитателями, их образом жизни и нравами, песнями и легендами, своеобразием декоративного искусства, острыми социальными проблемами. Восхищаясь поэзией и музыкой, песнями и легендами, и другими видами искусств казахов, Д.Л. Иванов видит в этом благодатную почву основ современной культуры.

О необходимости использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе детей и молодежи неоднократно говорилось в трудах казахских ученых послереволюционного периода.

Казахское декоративно-прикладное искусство широко рассматривается в исследованиях Н. Нурмухамбетова, У. Джанибекова и др. В трудах ученых раскрываются факторы, обусловившие зарождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства. Это и структура экономики, и сырьевое богатство, и торгово-экономические и культурно-этнические связи, своеобразие национальных традиций быта и хозяйствования, природное окружение.

В них также содержатся сведения о происхождении и особенностях казахского орнамента. Дается богатый наглядный материал по основным видам декоративно-прикладного искусства. Современное осмысление духовного наследия казахов показывает, что оно тесно связано с многовековой историей, жизнью, бытом и культурой казахского народа.

Своеобразные социально-экономические, исторические, географические условия жизни и быта народа, кочевой образ жизни, территориальная разобщенность, отсутствие широких торговых связей с другими народами – наложили свой отпечаток на материальную и духовную культуру, их быт и религиозные воззрения, на своеобразие жилья, одежды, предметов хозяйственного обихода, народного искусства, песен, сказаний, сказок, пословиц, поговорок, эпосов, музыки, обрядов, национальных обычаев и традиций, народных традиций воспитания.

Декоративно-прикладное искусство казахов в основном использовалось для украшения быта. Доведенное до совершенства, оно было истинным произведением искусства. Различные предметы домашнего обихода для хозяйственных и декоративных нужд, имевшиеся в каждой юрте (самобытные женские украшения, мебель, посуда, конская сбруя и седла, пряжки, пояса и др.), формировали этнический и художественный вкус детей и молодежи, учили понимать красоту творений рук человеческих, отличать своеобразие, выдумку, оригинальность, тонкий вкус и высокое мастерство.

Казахское декоративно-прикладное искусство, многообразное, яркое и жизнерадостное в своей основе, раскрывает богатство культуры народа. Веками кочевой народ, живший одной жизнью с природой, из поколения в поколение вырабатывал удивительно тонкое восприятие окружающего мира, развивал понимание связи, формы и декора вещей с их назначением.

«Это особенная степная культура, писал Л.Н. Гумилев, имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран».

У казахов существовали следующие виды ремесел:

  1. Искусство орнамента.
  2. Валяние войлока.
  3. Нашивка элементов орнамента на войлок (сырмак тиу).
  4. Изготовление изделий для внутреннего и внешнего украшения юрты.
  5. Плетение циновок.
  6. Изготовление предметов быта.
  7. Ковроткачество. ковер ворсовый; ковер безворсовый (алаша, терме алаша, какпа алаша);
  8. Вышивка и художественная вышивка.
  9. Изготовление одежды.
  10.  Обработка дерева: искусство изготовления жилища (юрты); искусство изготовления седел; изготовление мебели и посуды; изготовление музыкальных инструментов; изготовление повозок.
  11. Обработка металла: кузнечное ремесло; ювелирное искусство.
  12.  Обработка кости и рогов.
  13.  Обработка камня.
  14. Обработка кожи и сапожничество.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)