Мерчандайзер — профессия нового поколения

Думаю, что ни у кого не возникнет сомнений, что еще несколько лет назад никто не знал, кто такой мерчандайзер.

Но эта сложнопроизносимая профессия стала очень важной сегодня. Самое простое определение мерчандайзера такое — человек, занимающийся мерчандайзингом.

Компании-производители, реализующие продукцию в розницу, твердо стоящие на ногах, имеют в штате целую команду мерчандайзеров. Самый распространенный вид данных сотрудников — это «визитные» мерчандайзеры, посещающие несколько торговых точек в день, где и выполняют свои функции.

В том случае, если необходимо охватить весь город, все сети реализации товаров, возникает потребность в значительно большем количестве мерчандайзеров.

Мерчандайзер представляет фирму и ее ассортимент.Его задача — приложить максимум усилий для продажи.

Основными функциями такого сотрудника являются:

  • следить за наличием товара на полках и на складе;
  • выигрышно осуществить расстановку продукции с учетом всех правил и особенностей выкладки изделий;
  • отслеживать срок годности продукции;
  • контролировать внешний вид, презентабельность как товаров, так и торгового оборудования, рекламоносителей;
  • работать с POS-материалами;
  • следить за наличием правдивых ценников к соответствующим товарам;
  • взаимодействовать с продавцами и администрацией магазинов.

Конечно, данный перечень не является окончательным, в различных компаниях он может дополняться и расширяться, например следить за ценовой политикой конкурентов, забирать товары с истекшим сроком годности и отвозить их на склад, собирать заявки на заказ продукции в магазинах и т.д.

Ранее к профессии мерчандайзера было иное отношение, несколько недоверчивое и противоречивое, и сейчас можно встретить людей, не до конца понимающих роль и значимость этой профессии.

Благодаря работе мерчандайзера по завоеванию и поддержанию положительного имиджа, презентации товаров можно значительно увеличить количество проданной продукции.

Какие же требования сейчас предъявляются к данной профессии? Конечно, учитывается тот факт, что данный сотрудник является представителем компании (пусть не основным, но ее «лицом»).

Требования, как правило, стандартные, особых навыков данная работа не требует. Сейчас нет института, выпускающего специалистов мерчандайзинга.

Данный курс в основном входит в состав обучения профессиям, связанным с продажами и маркетинговой деятельностью. Поэтому так ценен опыт работы мерчандайзеров. Компании часто самостоятельно обучают своих сотрудников.

Практически все вакансии на данную позицию предъявляют к кандидату следующие требования:

  • презентабельная внешность;
  • возраст от 20 до 30 лет;
  • высшее или неоконченное высшее образование;
  • знание основ мерчандайзинга;
  • уверенный пользователь ПК;
  • наличие таких качеств, как: целеустремленность, активная жизненная позиция, высокая обучаемость и работоспособность, коммуникабельность, исполнительность, ответственность, порядочность, желание расти и развиваться, грамотная речь, стрессоустойчивость, умение организовать свою работу, способность принимать решения самостоятельно, разрешать конфликтные ситуации.

В зависимости от специфики реализуемой продукции и индивидуальных требований работодателя могут быть добавлены дополнительные требования:

  • наличие медицинской книжки;
  • обязательный опыт работы;
  • наличие прописки в том или ином регионе проживания;
  • определенный пол работника (только мужчина или только женщина);
  • гражданство (например, только РФ);
  • возможность работать в режиме ненормированного рабочего дня;
  • наличие прав категории «В» и др.

Мерчандайзер может работать в одном магазине, павильоне или посещать, как уже говорилось, несколько торговых точек в день.

Если возникают трудности, связанные с высоким количеством мест продаж или с большими расстояниями между пунктами продаж, все чаще требуются мерчандайзеры с водительскими правами и стажем вождения.

К сожалению, сейчас далеко не все компании готовы предложить корпоративный автомобиль для более продуктивной работы. Выход в данной ситуации находится.

В требованиях к соискателю прописывается наличие собственного автомобиля, при этом компенсируются затраты на ГСМ. Такой вариант для компаний выгоден, поскольку она снимает с себя затраты амортизации транспортного средства, все угрозы по причинению вреда «железному другу» также проходят мимо нее.

Определение нормы количества магазинов для посещения мерчандайзера формируется с учетом ряда факторов и нюансов.

Как правило, маршруты разрабатываются супевайзером, он просчитывает время, потраченное мерчандайзером на дорогу из одного места продаж в другое, а также время пребывания сотрудника в магазине, принимая во внимание объем реализации и количество позиций, выставляемых на продажу, значение самой торговой точки (гипермаркет это или мелкая розничная точка продаж).

Важно учесть и специфику каждого магазина, его особенности, например, выполняют ли продавцы функции выкладки и т.д.

Также учитывается время, затраченное на ожидание и идентификацию администрацией магазина, возникновение проблем, связанных с характеристиками продукции, количеством, трудоемкостью и возможностями полочного пространства.

Лучшим способом подсчета таких важных моментов является личное посещение супервайзером необходимых мест продаж, где сам трезво и реально оценит объем работы в каждом из них.

На основе полученных сведений составляется маршрут для мерчандайзера. В некоторых организациях сотруднику дается список магазинов, где он сам составляет себе маршрут, что не всегда эффективно.

В идеале маршрут представляет собой не только напечатанные адреса и названия магазинов, типы торговых точек, но и контактную информацию человека, с которым мерчандайзер решает рабочие моменты и получает разрешение на право осуществления рабочих действий.

Если нужно охватить большие территории, то магазины распределяются по территориям и районам в зависимости от масштабов реализации и широты географического положения.В одном районе могут работать не один, а несколько мерчандайзеров.

Если же сеть не столь развита или штат компании определяет конкретное число мерчандайзеров, то возможно, что к данной работе будет привлечено строго ограниченное количество работников. Таким образом, количество посещаемых торговых точек сильно варьируется и определяется рядом разнообразных критериев.

В зависимости от особенностей компании, ее заинтересованности в работе мерчандайзера количество посещений в неделю может быть неодинаковым — от одного до трех раз, а где-то и каждый день будет повторяться один и тот же маршрут.

Наиболее распространен вариант «пешего» мерчандайзера. Количество посещенных им торговых точек в день зависит от того, сколько километров он сможет пройти на собственных ногах.

Специфика работы заключается в том, что дождь или снег, вьюга или метель, жара +35 или холод -35, невзирая на эти условия, мерчандайзер выполняет свой долг. Работа тяжела физически, поэтому мерчандайзер должен позаботиться об удобной обуви и одежде.

Помимо природных условий и занятий, ходьбой в магазинах приходится заниматься выкладкой товара на самых верхних полках, что, конечно, неприятно, так как рост человека далеко не всегда позволяет это сделать без специальных подручных средств.

В таких случаях приходится использовать пустые пластмассовые ящики, стулья, стремянку, по понятным причинам неудобно будет в таких условиях работать на высоких каблуках или в мини-юбке. Работая с продукцией на складах и в залах продаж, легко испачкаться, мерчандайзер должен быть готов и к этому.

Специфика товара не должна негативно влиять на сотрудника. Работая, например, с пивной продукцией, наниматели отдают большее предпочтение мужчинам, чем физически крепким девушкам.

Такое представление формируется в связи с необходимостью выносить в зал продаж целые упаковки и ящики тяжелых товаров, а покупательские тележки присутствуют не во всех местах реализации.

Важна и совместимость продукции, с которой работает мерчандайзер, с состоянием его здоровья. Имеется в виду его склонность к аллергиям и другим подобным реакциям. Например, с бытовой химией (стиральный порошок и др.) сотрудник с аллергией просто не сможет работать.

Мерчандайзеру должны быть предельно понятны его обязанности и поставленные перед ним задачи.

При возникновении вопросов и трудностей в работе, с которыми он самостоятельно справиться не в силах, необходимо обратиться к старшему супервайзеру или менеджеру отдела продаж, в зависимости от того, какое место занимает отдел мерчандайзинга в компании.

Задачи перед сотрудником должны быть поставлены в реальных масштабах, с которыми сотрудник должен справиться, приложив старание и усилия.

Идеальным мерчандайзером считается сотрудник, которому можно доверять и поставить во главе решения многих задач, человек, обладающий опытом работы, знающий все тонкости производства и полностью владеющий информацией как о фирме, так и о товарах, являющийся хорошим психологом, постоянно пополняющим свои знания, и в целом являющийся асом своего дела.

В связи с необходимостью его общения с сотрудниками любого уровня (от грузчика до директора) он должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками, а также быть сообразительным, уметь достойно, легко и грамотно отстаивать свои интересы.

Большим плюсом является обаяние сотрудника и чувство юмора, что позволит легко найти общий язык и разрешить ряд трудностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)