Механизмы первичного недоразвития речи

Механизмы недоразвития речи у детей представляют собой наименее изученную область логопатологии. В данной проблематике условно можно выде-лить два аспекта: а) каузальные механизмы — базовые психофизиологические предпосылки развития речевой деятельности и последствия их нарушения и б) когнитивные и языковые механизмы нарушения формирования языковых способностей при отдельных формах недоразвития речи у детей.

Если по пер-вому из них имеются некоторые экспериментальные и теоретические разработки, то второй практически не изучен.

Вопросы онтогенеза сенсомоторной базы речи исследованы относительно неплохо. Как известно, основными функциональными предпосыл-ками, создающими условия для нормального развития речи, являются: сохран-ность слуховой функции на периферическом и центральном уровнях, опти-мальные сроки созревания слухового и слухоречевого гнозиса, центральное и периферическое иннервационное обеспечение артикуляционной моторики, своевременное созревание артикуляторного праксиса.

Нарушения остроты слуха приводят к грубому недоразвитию прежде всего звуковой стороны речи, но кроме того, как полагают авторы, они тормозят и развитие лексико-грамматической сферы.

Как показали многочисленные исследования, чрезвычайно важную роль в развитии речи и особенно ее фонологической составляющей играет созревание двигательного анализатора. В логопедии все еще используются уже устаревшие представления о роли моторных факторов в произношении.

По существу, их рассматривают в статике — как способность воспроизводить определенные положения языка, соответствующие артикуля-ционным профилям, традиционно соотносящимся с определенными звуками речи. Как справедливо отмечает Л. В. Бондарко, в настоящее время благодаря серии психофизиологических и нейропсихологических исследований и по-строению новых моделей процесса порождения речи и речеобразования созданы условия для нового подхода к фонетическому описанию речи.

«Если с самого          своего               зарождения                    и     до     сравнительно      недавнего     времени артикуляторное описание предполагало регистрацию положения (или в более позднее время — движения) произносительных органов во время речи, то сейчас стоит вопрос о механизмах управления артикуляторной деятельностью, т. е. о том, какие программы должны существовать в управляющих отделах мозга, чтобы обеспечивалась столь сложная по степени координированности, по скорости и вариативности двигательная деятельность того сложного комплекса, который мы называем «органами речи».

Нельзя не отметить, что практически то же было написано автором в другой книге, изданной 17 лет спустя. Отмеченное положение вещей действительно мало изменилось, особенно в детской логопедии.

В соответствии с современными представлениями о двигательном анализаторе уровень его зрелости обычно оценивают по следующим характеристикам: общей моторной зрелости, состоянии орального праксиса и зрелости артикуляционного праксиса.

Как показали исследования D. Prins и Е. Jenkins & F. Lohr, состояние общей моторной координации практически не коррелирует с произношением при нарушении речевого развития.

Нарушение сократительной способности артикуляционных мышц или их тонуса в форме паралича, пареза или дистопии и    хореоатетоза    приводит     к    грубым    нарушениям    формирования     всех фонетических характеристик речи: просодии, воспроизведения фонетического облика как гласных, так и согласных звуков.

В клинической классификации это обозначается термином «дизартрия». Неполноценность орального праксиса обнаруживали все исследователи, изучавшие детей с дизартрией и многие из тех, кто обследовал детей с дислалией. Тем не менее функциональная взаимосвязь оральной апраксии и артикуляционных расстройств остается неясной

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)