Критерии и показатели эффективности управления государственным имуществом

Степень обеспечения экономической безопасности управления государственной собственностью можно оценить по показателям эффективности, результативности и качества ее управления.

Управление объектами государственной собственности может осуществляться в трех формах:

  • прямое управление – непосредственное управляющими структурами собственника;
  • косвенное управление – через внешние структуры, привлекаемые собственником по договорам доверительного управления;
  • параметрическое управление – посредством нормативного установления запретов и разрешений, ограничений и льгот, регулирующих на государственном и региональном уровнях земельно-имущественные отношения, правила и процедуры оборота и иных сделок, связанных с управлением данным видом объектов.

Оценка эффективности управления государственной собственности должна проводиться с учетом обоснования той или иной формы управления. Особенно это важно, когда идет переход от одной формы управления к другой57.

Под эффективностью управления государственной собственностью понимают экономически эффективное (например, с минимальными или просто меньшими затратами финансовых средств) достижение управляемым объектом государственной собственности, ресурсами недвижимости, имущественным комплексом определенных свойств (характеристик), обеспечивающих требуемый уровень предоставляемых услуг, запланированное развитие инфраструктуры, достижение приоритетных целей государственного управления.

В государственном секторе экономики используют понятие управленческой эффективности, предполагающее сравнение затрат и результатов на всех уровнях управления от отдельной организации, отрасли до всей системы государственного управления.

Часто этот вид эффективности отождествляют с понятием технической эффективности как степени достижения поставленных целей и задач.

Выделяют следующие виды эффективности:

  1. Экономическая (народнохозяйственная) эффективность, которая комплексным образом учитывает результаты и затраты, связанные с реализацией мероприятий по управлению развитием социально-экономической системы (территориальной, производственной, инфраструктурной и т.д.) на всех стадиях процесса управления, исходя не только из интересов объекта и участников управления, но и общества в целом.
  2. Коммерческая (финансовая) эффективность, которая отражает финансовые последствия мероприятий по управлению объектами государственной собственности: приведенные потоки финансовых затрат и результатов, динамику привлечения и возврата заемных средств, изменения в балансе доходов и расходов унитарного предприятия, изменения в оценках ресурсного потенциала разведанных месторождений, рост рыночной стоимости объектов недвижимости, динамику арендных платежей и др.
  3. Бюджетная эффективность, которая отражает финансовые последствия управления непосредственно для федерального, регионального и местного бюджетов, в частности за счет производимых расходов на содержание и развитие объектов государственной собственности, возникающих по результатам управления доходных потоков, концессионных платежей, изменения налоговых, земельных и других поступлений в названные бюджеты от взаимодействующих негосударственных структур.
  4. Социальная эффективность, которую оценивают по уровню достижения запланированных результатов, предоставляемых государством населению услуг в соответствии с установленными нормативами общественных благ (например, сокращение профессиональных заболеваний, повышение уровня и качества образования, улучшение условий труда). К этому же виду можно отнести оценки эффективности, связанные с улучшением среды обитания, в частности ее экологических характеристик, проведением природоохранных мероприятий.
  5. Техническая эффективность, которая для производственно-технологических и инфраструктурных объектов государственной собственности отражает соотношение затрат и результатов по степени достижения целей и задач технического характера, в том числе в части удовлетворения потребностей населения в производимых товарах и предоставляемых услугах, их соответствия мировым стандартам качества.
  6. Функциональная эффективность, которая показывает степень реализации основных функций управления собственностью (учет, контроль, анализ, прогнозирование и др.).

Результативность управления государственной собственностью – это степень выполнения поставленных перед объектами государственной собственности задач, их вклад в продвижении к целям государственного управления, в реализации государственных стратегий и решении конкретных проблем, требующих активного вовлечения и использования объектов государственной собственности.

Результативность управления государственной собственностью и результативность государственного управления находятся в тесной взаимозависимости.

Искомые показатели результативности будут находить свое выражение в показателях:

  • меры использования объектов государственной собственности (целевого и нецелевого, различной степени интенсивности использования);
  • приватизации государственного и муниципального имущества;
  • результатов разграничения прав собственности на земельную и иную недвижимость между федеральными, региональными и муниципальными структурами;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственного собственника и сделок с ним;
    результатов оптимизации структуры недвижимости государственного собственника, формирования портфелей из пакетов принадлежащих ему акций;
  • баз данных государственного собственника по результатам их формирования, обновления и развития;
  • объемов услуг, оказываемых населению государством, и др.

Качество управления проявляется в свойствах протекающих в системе управления информационных, финансовых, трудовых, производственно-технологических и других процессов. При этом имеет значение, в какой степени эти процессы соответствуют состоянию и требованиям внешней среды, выпускаемая продукция – запросам потребителей и принятым стандартам, обеспечиваемая среда жизнедеятельности – требованиям современной эргономики и уровню комфорта, природоохранные мероприятия – нормам экологической, пожарной и иной безопасности.

Важнейшим требованием к качеству управления государственной собственностью является соответствие стандартам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательными актами, градостроительными, экономическими, экологическими, социальными условиями управления.

Таким образом, эффективность, результативность и качество управления объектами государственной собственности выражают через достаточно обширное многообразие показателей (финансового и нефинансового характера) как отношений различных видов результатов, полученных от реализации запланированных мероприятий и предпринятых управленческих действий и затрат на их проведение в рамках совокупности установленных ограничений и действующих стандартов.

Понятия результативности и качества управления можно достаточно четко разделить по следующим ключевым признакам их измерения и оценки.

Результативность – по мере достижения поставленных целей и решения сформулированных задач управления, а качество – по мере соответствия установленной системе стандартов и ограничений, причем как в процессе, так и по результатам управления.

Обеспечение экономической безопасности управления государственной собственностью непосредственно связано с:

  • совершенствованием финансовой составляющей количественной оценки экономической эффективности, например, за счет более разнообразных и гибких комбинаций используемых показателей, аналитических и экспертных корректировок получаемых расчетных результатов;
  • созданием новых систем показателей, интегрирующих в своей структуре и составе стоимостные и другие виды показателей управления государственной собственностью;
  • проведением обобщающей (интегральной) оценки эффективности, результативности и качества управления объектами государственной собственности.

Определенные шаги в рамках разработки системы критериев и показателей эффективности управления государственной собственностью уже сделаны.

В 2015 году Правительство РФ в постановлении № 72 от 29 января 2015 г. «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом» предложило систему показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом, в систему которых входят количественные и качественные характеристики:

  • структуры хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности;
  • управления акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями;
  • приватизации федерального имущества;
  • управления объектами федерального имущества;
  • перераспределения федерального недвижимого имущества, в том числе между различными уровнями публично-правовых образований.

В данном постановлении обозначены такие критерии, как количество соответствующих объектов, их виды (например, структура государственных юридических лиц по видам деятельности), доходы от деятельности предприятий и использования государственного имущества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)