Медный всадник

В 1765 году по рекомендации французского просветителя Дидро русский посол в Париже князь Голицын от имени Екатерины II предложил французскому скульптору Фальконе взяться за сооружение памятника Петру Великому. Фальконе было 50 лет, когда он получил этот заказ. Мастер целиком погрузился в работу, тщательно изучил жизнь и деятельность Петра.

Фальконе прожил в Петербурге 12 лет, работая над памятником. Ему помогала его ученица Мария Колло. Именно она изготовила увенчанную лавровым венком голову Петра, взяв за образец прижизненную маску императора и бюст работы Растрелли. Лицо царя на монументе получилось такое же строгое, волевое, каким было в жизни.

Особая роль была отведена пьедесталу памятника, который Фальконе замыслил в виде скалы. Поиски камня долго велись в окрестностях Петербурга, пока не был найден огромный камень, расщепленный ударом молнии. Вес его составлял около ста тысяч пудов.

Интересно
Памятник установили на одной из главных площадей столицы – Сенатской. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года при огромном стечении народа, в присутствии выстроившихся войск. Екатерина в порфире и короне стояла на балконе Сената. Она подала знак – щиты, скрывавшие памятник, упали. Всем открылось творение Фальконе!

Самого Фальконе в Петербурге в это время не было. Четырьмя годами раньше он, измотанный борьбой с царскими чиновниками за право свободно творить, уехал во Францию. На пьедестале монумента отчетливо видна надпись на русском и латинском языках: “Петру Первому – Екатерина Вторая лета 1782”, а на одной из складок плаща всадника едва заметно выгравировано по- латыни: “Лепил и Эрмитаж –слово французское.

Оно означает уединенный уголок, или приют отшельника. Такие уголки в XVIII веке предназначались для отдыха богатых особ в интимном кругу. Часто эрмитажи украшались разными произведениями искусства.

Возможно, это слово так бы и осталось в кругу придворных, если бы не Екатерина II, которая была большой поклонницей живописи и из уединенного уголка сделала настоящий музей. Местом для него послужили комнаты Зимнего дворца в Петербурге, построенного известным архитектором Растрелли. Позже к Зимнему дворцу примкнул Малый Эрмитаж, затем Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж.

По поручению Екатерины II русские послы при иностранных дворах и специальные агенты должны были покупать для Эрмитажа произведения ваяния и живописи. В Россию картины прибывали из Парижа, Лондона, Женевы, Дрездена.

Сегодня коллекция Эрмитажа разделена на шесть отделов и находится в 353 залах. Для публичного обозрения Эрмитаж был открыт в 1852 году.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)