Малевич и абстрактное искусство

Первая абстрактная картина была выполнена на несколько лет раньше, чем появился термин абстрактное искусство. В 1883 году художник А. Альфонс показывает на выставке работу “Девушки под снегом” – чистая бумага,прикрепленная к картонному планшету. Однако о ней надолго забыли. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года – с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского – и имеет более длительное бытие, чем предполагалось ранее.

Название этому направлению было дано В. Кандинским и П. Мондрианом после 1910 года. Они использовали название картины бельгийского
художника Ван де Вельде “Абстрактные композиции”. В термине абстрактное искусство (на наш взгляд, более удачном, чем термины абстракционизм и абстрактивизм) заключается глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу.

Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий.

Для абстрактного искусства характерны две тенденции:

  • абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность;
  • чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление, обычно выделяют П. Мондриана, К. Малевича, К. Брынкуши и др.

Казимир Малевич (1878–1935) Русский художник, основатель супрематизма – направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Провозгласил новую живописную концепцию – концепцию беспредметничества.

В декабре 1915 года Малевич выставляет в Петербурге 39 “беспредметных” картин. Среди них был “Чёрный квадрат”. С этого момента живопись как бы перерезала пуповину, прежде соединяющую ее с реальностью. Живопись отказалась от иллюстративности, психологизма, чтобы создать самостоятельный мир новых форм.

Интересно
“Чёрный квадрат” – как нулевая стадия новой живописи. Это первый  шаг чистого творчества, беспредметного искусства. Это уход от мира и утверждение чисто живописной плоскости. Малевич писал, что его вынудило к этому отчаянному поступку желание вернуться к тому “чистому чувству”, которое он считал утраченным.

Познание содержания этой картины невозможно, а интерпретаций – много. Для одного “Чёрный квадрат” – бессмыслица, для другого – бездна, космос, беспредельность; кому-то это представляется символом ограниченности пространства, эдакой “квадратурой круга” жизни, а для другого явилась возможность поговорить с самим собой, погрузиться в размышления…

Малевич не оставил объяснений идеи своего произведения. Но, несомненно, он хотел заставить зрителя задуматься. “Чёрный квадрат” – это наше
внутреннее видение самих себя, зеркало без отражения во вне.
Глядя на “Чёрный квадрат”, мы смотрим в себя. Интересны ли мы самим себе?
Сегодня мы смотрим на это произведение с почтительным состраданием и, быть может, с завистью, как смотрим на пустые кельи монахов. Мы признаем его законное место в истории изобразительного искусства ХХ века. И понимаем, что это – отчаянная “попытка освободиться от балласта объективности”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)