Маркировка

Маркировка — текст, условные обозначения (знаки) или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Функциями маркировки являются информационная (основная), идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Общие требования к  маркировке регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителейc. К ним относятся: достоверность, доступность и достаточность информации.

Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Доступность  основана  на  принципах  информационной  открытости сведений о товаре для всех его пользователей.

Доступность подразумевает языковую доступность (информация должна быть на языке, понятном потребителю); востребованность (потребитель имеет право на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца предоставить ее);  понятность (использование понятий и терминов, понятных потребителю).

Следует отметить, что в силу особенностей свойств лекарственных средств, необходимости в ряде случаев принимать их строго под контролем врача, общее требование доступности информации, заложенной в маркировке, может исполняться лишь в той части, которая касается уровня компетентности потребителя (больного).

Достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация (например, отсутствие на этикетке конкретного перечня заболеваний, при которых лучше использовать лекарственный препарат) может уменьшить круг возможных потребителей.

Непредставление полной информации о возможных побочных действиях лекарства или о противопоказаниях может привести к опасным для организма больного последствиям.

Иногда неполная информация обусловливает ее недостоверность (например, когда отсутствует обозначение места происхождения товара, производимого под известной торговой маркой совместным предприятием, расположенным на территории России).

Избыток информации может быть также вреден, так как информационная перегрузка может вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.

Специфичные требования для маркировки: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста; соответствие текста потребительным свойствам товара; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных органами Госкомсанэпиднадзора и не влияющих на качество продукции; достоверность каждого элемента маркировки.

Важную роль играет рациональное расположение маркировочных надписей и знаков на информационном поле единицы упаковки (удобство прочтения; расположение на видном для потребителя месте); соразмерность шрифта и размеров этикетки размерам и форме упаковки.

В соответствии с законом о лекарственных средствах маркировка, наносимая на вторичную упаковку, должна содержать основополагающую информацию, к которой относятся:

  • название лекарственного средства и его международное непатентованное название;
  • название предприятия-производителя;
  • номер серии и дата изготовления;
  • способ применения;
  • доза и количество доз в упаковке;
  • срок годности;
  • условия отпуска;
  • условия хранения;
  • меры предосторожности при применении лекарственных средств.

Кроме того, нужно иметь в виду:

  • все лекарственные средства, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека, должны иметь надпись «Антитела к вирусу иммунодефицита человека отсутствуютc;
  • сыворотки поступают в обращение с указанием, из крови, плазмы крови, органов, тканей какого животного они получены; вакцины — с указанием питательной среды, использованной для размножения вирусов и бактерий;
  • лекарственные средства, зарегистрированные как гомеопатические, имеют надпись: «Гомеопатическиеc;
  • лекарственные средства, полученные из растительного сырья, имеют надпись: «Продукция прошла радиационный контрольc;
  • лекарственные средства, предназначенные для клинических исследований, имеют надпись: «Для клинических исследованийc;
  • лекарственные средства, предназначенные исключительно для экспорта, имеют надпись: «Только для экспортаc.

Отечественные и импортные лекарственные средства, кроме того, содержат на упаковке регистрационный номер — номер, шифр или код лекарственного средства, зарегистрированного в стране и занесенного в государственный реестр.

На отечественных препаратах он обозначается так: Р. 98.376.1, что означало год регистрации — 1998, приказ № 376 и пункт приказа — 1. На импортных так: Р.015152/01- 2003, что означает номер — 015152/01 и дату регистрации 2003 г.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)