Маркировка экспортных грузов

Виды и значения маркировки грузов

Цель маркировки и нанесения этикеток на упаковке груза заключается в том, чтобы охарактеризовать отправку в достаточно полном объеме, позволяющем транспортно-экспедиторскому агентству направить груз окончательному клиенту. Если маркировки или этикетки неясны или стерлись с тары, отправка груза задерживается или направляется неверным маршрутом, становясь удобной мишенью для похитителей. Поэтому на таре следует помещать ту маркировку и этикетку, которая необходима для перевозки содержимого в ней груза. Старые отметки и знаки надо удалить.

Целью маркировки является наглядный показ следующих обязательных требований:

  • каждая отправленная грузовая единица должна следовать определенным путем и достигнуть места назначения;
  • с грузовой единицей следует обращаться бережно во время хранения, транспортирования, при погрузочно-разгрузочных работах и распаковке;
  • груз должен быть доставлен комплектно и в сохранности.

Виды грузовых единиц следующие:

  • груз в таре;
  • груз без тары или частично упакованный;
  • несколько единиц груза без тары, скрепленных в виде связки;
  • несколько мест груза в таре, составляющих пакет. Правильная, четкая маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с сохранением качества в процессе транспортирования.

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта.

Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер.

Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи – это наименование получателя и место назначения.

К дополнительным надписям относятся:

  • масса грузового места – брутто и нетто в килограммах, размер грузового места – длина, ширина и высота, если они превышают 1м;
  • наименование отправителя;
  • место отправления;
  • порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест – через дробь;
  • знаки отправителя – условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером.

Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом:

  • «осторожно, хрупкое!»;
  • «крюками непосредственно не брать»;
  • «верх, не кантовать»;
  • «боится нагрева»;
  • «место строповки»;
  • «боится сырости»;
  • «центр тяжести»;
  • «герметичная тара»;
  • «боится излучения».

При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки тары применяются бумажные, картонные или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару.

При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железнодорожную маркировку.

В ней указывается дробью:

  • в числителе – порядковый номер книги приема грузов к отправлению и через тире – количество мест;
  • в знаменателе – условный номер дороги отправления и через тире – условный номер станции отправления.

Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская маркировка, и указываться в накладной.

При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским транспортом маркировку следует четко и разборчиво наносить несмываемой краской непосредственно на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих марок.

В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них система ЬСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство Lasermark, обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без использования красителей.

Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой, химической и других отраслях промышленности. Маркировка тары при поставках грузов на экспорт должна производиться в соответствии с образцом, приведенным в заказе- наряде.

Надписи при поставках на экспорт производятся на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом исполнении следует наносить на таре красной краской букву «Т» в круге и дату упаковки в круге: числитель – месяц, знаменатель – год. Размер знака «Т» – 50 мм, цифр месяца и года – 30 мм.

Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом – требованиям Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам.

В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и транспортная маркировки. Отправительская, товарная и специальная маркировка наносятся грузоотправителем, транспортная – перевозчиком или его агентом.

В зависимости от условий договора купли-продажи маркировка обычно содержит следующие данные:

  • товарная – наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время выпуска;
  • отправительская – пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто;
  • транспортная – число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии;
  • специальная – предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании.

Существуют мероприятия, которые позволяют помочь грузоотправителям снизить опасность хищений грузов, вызываемых неудачными приемами маркировки и нанесения этикеток:

  • нельзя раскрывать содержимое наиболее ценных или легко расхищаемых грузов (например, фото- и кинокамер или переносной аудио- и видеотехники) при помощи рекламных или иных наружных этикеток;
  • каждая отправка груза должна ясно, отчетливо и надежно быть замаркирована именем и адресом только одного грузоотправителя и одного клиента прежде, чем она будет передана транспортной фирме;
  • этикеткой или ярлыком отмечают каждую тару или штуку груза в соответствии с классификационными справочниками и тарифами транспортной организации;
  • маркировка хрупких грузов (например, стекло) должна быть произведена заметными ярлыками, указывающими на характер данных грузов;
  • не заказывают для грузов контейнеры с предупредительными маркировками, если они не нужны;
  • в отправках грузов для следования по заказу необходимо маркировать соответствующим образом каждую наружную тару опознавательными символами или номером, указывают его на отправительском заказе и договоре перевозки;
  • указывают фамилию и адрес комиссионера или агента в пункте экспорта, а также получателя экспортируемого груза;
  • надежно прикрепляют этикетки к таре.
  • при отправке груза за границу следует предусматривать помещение с наружной стороны тары инструкции относительно погрузочно-разгрузочных операций на двух языках (особенно на языке страны назначения).

Применение символов международного типа является более эффективным, чем каких-либо слов. Для улучшения работы и удобства существует Межгосударственный стандарт маркировки груза.

Основные, дополнительные и информационные надписи располагают на ящиках – на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.).

При транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

  • на бочках и барабанах на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе;
  • на мешках – в верхней части у шва;
  • на тюках – на одной из боковых поверхностей;
  • на кипах – на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;
  • на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару, – в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах.

При нанесении маркировки непосредственно на тару, если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке.

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках – на одной из сторон.

Знак № 9 «Место строповки» наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.

Знак № 12 «Центр тяжести» наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки.

На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре – количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки. Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и светлого – на темных. Допускается выполнять надписи красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.

Знак № 6 «Скоропортящийся груз» выполняют голубым цветом на светлом фоне.

Знак № 13 «Тропическая упаковка» выполняют красным цветом.

Допускается на знаке № 3 «Беречь от влаги» не указывать символ дождевых Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами. Необходимость нанесения манипуляционных знаков установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и Манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.

Площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 см . Рекомендуемое соотношение сторон 2:3. Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.

На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка. Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. Шрифты высотой 3 и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару.

Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

  • 30 мм – при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 50 мм – при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1.5 м включ.;
  • 100 мм – при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м. Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и ин­формационных надписей, наносимых непосредственно на тару:
  • 10 мм – при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
  • 15 мм – при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1.5 м включ.;
  • 30 мм – при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1-2 градации.

На транспортную тару наносят следующую информацию:

  • товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
  • номер тары по нормативному документу;
  • обозначение нормативного документа.

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.

Маркировку, характеризующую тару, наносят:

  • на ящики – в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;
  • на ящиках с обечайкой – на боковой стенке ящика;
  • на бочках и барабанах – на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
  • на баллонах – на дне.

Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

Способы нанесения маркировки тары:

  • деревянной – окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
  • картонной – типографским способом, штемпелеванием;
  • металлической – окраской по трафарету, выдавливанием;
  • пластмассовой – маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)