Этикетирование

Привлекательная информативная этикетка – мощный фактор в конкурентной борьбе за покупателя. Она позволяет выделить товар среди большого количества схожих бутылок, банок, коробок. Как рекламный, информационный элемент, а в настоящее время и элемент для борьбы с подделками упаковки, этикетка сопровождает любой продукт на пути от производителя к потребителю.

Роль этикетки как способа рекламирования и продвижения товара определяет высокие требования к ее внешней привлекательности, художественному оформлению и содержанию ее информационной части.

Этикетка представляет собой одну из разновидностей упаковочных средств. Чтобы не спутать этикетку с другими упаковочными средствами, существуют ее отличительные особенности.

При помощи этикетки происходит идентификация продукта (товара) по его видовым или индивидуальным признакам. Этикетка всегда предполагает наличие тары, вместилища для содержимого. В роли упаковки может выступать сам продукт (товар) – яблоко, волейбольный мяч и др. Пока этикетка не соединена с упаковкой, она в течение какого-то времени существует отдельно от нее как самостоятельная единица.

Этикетка обязательно соединяется с упаковкой. Способы апплицирования (соединения этикетки и товара/тары/упаковки) могут быть различными. Этикетка и упаковка представляют собой единый комплекс. Этикетка не является по сути своей самой упаковкой, а также укупорочным средством.

К разновидности этикеточной продукции нельзя отнести, например, крышку из алюминиевой фольги на горлышко бутылки или крышки-заклейки, используемые на контейнерах с йогуртами. С одной стороны, они красочно оформлены и несут информацию об индивидуальных признаках продукции, но являются, в первую очередь, укупорочным средством.

Также, к этикеточной продукции не относятся и ярлыки. Они крепятся к упаковке каким-либо дополнительным соединением, например, шнуром, лентой, пластмассовой клипсой, тогда как этикетка соединяется с упаковкой непосредственно.

Этикетка может быть круговой и точечной. Точечная этикетка не образует на поверхности тары замкнутого контура. Это – стоп-этикетка. Если этикетка представлена комплексом этикеточных позиций (двухпозиционными, например) и образует контур в виде замкнутой полосы различной конфигурации, это – круговая этикетка.

В последнее время появились и интенсивно развиваются новые функции этикетки. Важнейшая из них связана с развитием методов оптического считывания информации со штрих-кодовой метки и ее последующей компьютерной обработкой. Нанесение на этикетку таких меток позволяет кардинальным образом изменить и ускорить систему учета товаров на производстве, на складе и в магазине.

Другой новой функцией стало применение этикеток для пресечения подделок товаров. Для решения этой задачи изготавливают этикетки с высокой степенью защиты, при этом применяются особые сорта бумаги, комбинированные материалы, магнитные и люминесцентные нити, совмещение нескольких способов печати, используется голография.

Интересным новшеством является нанесение на этикетку специальных термоиндикаторных меток, которые изменяют свой цвет в зависимости от температуры. Такие минитермометры применяют как указатели оптимальной температуры потребления продукта.

Современные электронные и полиграфические технологии позволяют создавать «интеллектуальные» этикетки – smart lables. Их секрет заключается в наличии интегральной микросхемы, которая позволяет использовать этикетки для управления движением изделий в производственных линиях, для предотвращения краж и подделок.

Классификация этикеток, как и упаковки, фасетная и сложная, так как подразумевает много отдельных групп, не связанных друг с другом определенным признаком. Это количество групп может увеличиваться и расширяться с учетом появления новых технологий в производстве этикеток. Основные классификационные группировки следующие:

Классификация по материалу изготовления:

  • изготовленные из бумаги;
  • из полимерных пленок;
  • металла;
  • пластических масел;
  • картона;
  • текстиля;
  • дерева;
  • стекла;
  • керамических материалов;
  • кожи;
  • композитных материалов.

Классификация по способу изготовления:

  • 1 способом офсетной печати;
  • 2 способом глубокий (ротогравюрной) печати;
  • 3 способом флексографической печати;
  • 4 способом печати на маркировочном оборудовании;
  • 5 способом высокой печати;
  • 6 способом шелкотрафаретной печати;
  • 7 способом горячей припрессовки фольги;
  • 8 способом холодной припрессовки фольги;
  • 9 способом печати на множительном или репрографическом оборудовании (цифровая печать);
  • 10 рукописным способом;
  • 11 способом тиснения;
  • 12 способом литья;
  • 13 способом ручной или машинной вышивки;
  • 14 способом литографии;
  • 15 способом штамповки, чеканки или гравировки;
  • 16 способом зеркально-линзовой стереографии.

Классификация по способу этикетирования:

  • присоединяемые с помощью клея;
  • крепящиеся «механически» за счет использования конфигурации тары;
  • вплавляемые;
  • закрепляемые специальным крепежом;
  • пришиваемые;
  • прикрепляемые к магниточувствительной поверхности вмонтированными в жесткую этикетку-стикер магнитами;
  • закрепляемые впрессовкой.

Классификация по месту расположения:

  • фронтальная этикетка располагается на лицевой стороне «тела» бутылки;
  • контрэтикетка располагается на противоположной стороне бутылки;
  • плечевая этикетка располагается над фронтальной этикеткой;
  • кольеретка располагается на горлышке бутылки, в виде колье.

Классификация по функциональному назначению:

  • многослойные инструкции – мини-буклеты;
  • этикетки-клапаны;
  • прозрачные этикетки, имитирующие индикацию результатов вычислений;
  • этикетки-шильды на транспортной упаковке;
  • этикетки дистанционного отклика;
  • этикетки-шильды из металла на оборудовании.

Идентифицирующие этикетки, апплицируемые посредством:

  • нанесения клея в ходе этикетирования;
  • активации заранее нанесенного клея;
  • вплавления в контейнер в ходе изготовления контейwнw ера;
  • термоусаживания;
  • растяжения и последующего восстановления формы;
  • обертывания.

Товаропродвигающая этикеточная продукция:

  • самоклеящиеся стикеры и мини-постеры;
  • наклеиваемые рекламные этикетки-постеры;
  • отклеиваемые (легкосъемные) приклеиваемые и самоклеящиеся этикетки;
  • этикетки, прикрепляемые к очень гладким поверхностям из стекла или металла без какого-либо клеевого соединения, изготавливаемые из специальных липких пленок.

Защитные этикетки:

  • фиксирующие несанкционированное вскрытие упаковки;
  • защищающие аутентичную продукцию от фальсификации;
  • обеспечивающие безопасность;
  • фиксирующие надлежащую сертификацию и включенность в учетные системы.

Классификация по видам этикеток:

  • бумажные;
  • самоклеющиеся;
  • полимерные;
  • объемные;
  • голографические.

Бумажные этикетки делают из высококачественной белой этикеточной бумаги с односторонним мелованием, то есть с одним мелованным поверхностным слоем. Это высокоглянцевая бумага, полуглянцевая бумага, матовая суперкаландрированная бумага, а также цветная флуоресцентная бумага, суперкаландри- рованная и бумага других подобных видов.

Металлизированная бумага придает этикетке хорошие эстетические свойства. Она изготовлена путем напыления слоя металла или с помощью металлонаполненного лака. Этикетки литографируют с помощью типографского оборудования. Многокрасочный рисунок или различные текстовые надписи наносят разными способами.

Высокоглянцевую бумагу применяют для того, чтобы наносить рисунок или текст методом флексографии, шелкографии, с помощью офсетной печати, высокой печати, а полуглянцевую бумагу применяют для печати флексографией, офсетом, путем высокой печати. Для матовой бумаги помимо прочего применяют еще и печать с помощью принтера.

Для маркировки картона, полимеров, бумаги, фольги или различных комбинированных материалов применяют всевозможные способы полиграфического оформления. Разница их лишь в том, что используются различные температурные режимы, различная природа и вязкость красок и в некоторых других особенностях технологии нанесения печати.

Самоклеящимися этикетками называются этикетки, имеющие постоянный липкий адгезионный слой. Этот слой защищен до момента использования антиадгезионной бумагой, которая изготовлена с покрытием из силиконовых каучуков. Как адгезивы используются хлоропреновые и акрилатные каучуки.

Поставляются самоклеящиеся этикетки в рулоне. Предварительно они высечены и дискретны. Такие этикетки наносятся прямо с этикет ленты. Лента изгибается на 180 0С, что приводит к тому, что этикетка достаточно легко отходит от антиадгезионной бумаги и приклеивается к таре.

Адгезионный контакт в самоклеящихся этикетках этого вида возникает при надавливание на этикетку, в момент приклеивания к таре. Этикетка очень прочно приклеивается, поэтому если вдруг возникает попытка ее снять, например при возврате тары, то это часто приводит к тому, что на таре остается слой адгезива.

Самоклеящиеся полимерные этикетки удаляются полностью. Технология обтяжных этикеток, выполненных по типу манжет, позволяет наносить полимерную этикетку цилиндрической формы из термоусаживающейся пленки.

Самоклеящиеся полимерные этикеты хороши тем, что они могут одновременно служить дополнительной защитой от несанкционированного проникновения, обеспечивать охрану от подделок упаковки. Такая этикетка позволяет наносить на свою поверхность различные знаки, использовать голографические приемы, ставить пломбы.

Она позволяет обтянуть не только корпус банки, но и горлышко бутылки, пробку или колпачок упаковки. У такой этикетки печатный рисунок нанесен на внутреннюю сторону этикетки, поэтому его невозможно смыть, стереть, также он не намокает.

Часто в качестве материалов для самоклеящихся этикетов такого вида (этикетки-манжет) служат ПП, ПЭТФ и наиболее часто встречается ПВХ. Толщина полимерной этикетки составляет приблизительно от 0,04 до 0,08 мм, а температура усадки составляет примерно 100-200 0С в зависимости от используемого материала.

Термоусадочная этикетка-манжета используется для нанесения на полимерную, металлическую и стеклянную тару любой формы и любого размера. Технология формирования манжеты с плоской пленки является наиболее сложной. На рулонный пленочный материал изначально наносится многоцветный печатный рисунок.

Далее рулон сворачивается рисунком внутрь и сваривается по стыковому шву. Затем образующуюся цилиндрической формы трубу нарезают на заготовки с нужным размером и надевают затем на укупоренную тару. Под кратким, или еще называют шоковым, воздействием высокой температуры (примерно она составляет 300 0С в усадочной камере) пленка усаживается и таким образом обтягивает тару.

Этикетирование термоусадочной пленкой осуществляется с рулонной подачей. Это используется для тары, имеющей цилиндрическую форму до момента наполнения ее напитком. Рулонная полимерная этикетка заменяет литографированную на металлической банке.

Используется также пленка ПВХ, которая имеет усадку 20%, а также пленки ПЭТФ и ПП с рекомендуемой толщиной от 35 до 60 микрон. Такие пленки обладают термоактивным слоем и покрыты специальным ультрафиолетовым лаком. Выбирается степень усадки пленки в зависимости от того, какая форма и размер у изделий, которые требуется запаковать.

Термоусадочная этикетка обладает такими качествами, как, например, то, что пленка, надетая на бутылку до наполнения, надежно защищает ее от разрыва при розливе под давлением. Термоусадочная этикетка непрозрачна, тем самым это предохраняет товар от попадания на его поверхность УФ-лучей, притом сама этикетка практически не выцветает на солнце. Упаковка такого рода также хорошо воспринимает флексографскую и глубокую печать до 10 цветов, включая такие, как бронза, серебро и золото.

Термоусадочная упаковка обладает также возможностью применять спецэффекты. Еще одним плюсом можно назвать то, что поскольку печать наносится на внутреннюю сторону этикетки, информация на ее поверхности не намокает, не стирается и т.д. Термоусадочная этикетка также не страдает от перепадов температур. Она остается одинаковой вне зависимости от типа, размера, веса тары. Термоусадочная пленка имеет большую площадь для нанесения информации, текста, рисунка и т.д.

Объемная этикетка или трехмерная этикетка (резината – залитая смолой) получается с помощью нанесения на обычную плоскую поверхность прозрачного или окрашенного полимера с различной химической природой. Объемные этикетки производят с использованием полиуретановой смолы.

Этикетки трехмерные характеризуются повышенными физико-механическими и эстетическими свойствами. Они также устойчивы к воздействию температуры (от -40 до +80 0С) и чувствительны к химическим воздействиям, например, уничтожаются бензином, маслом и т.д.

К тому же объемная этикетка имеет особенность саморегенерации, то есть обладает способностью легко восстанавливать форму гладкой поверхности при небольших царапинах и имеет возможность саморегуляции, то есть защищать от попадания УФ-лучей.

Благодаря своим особенным оптическим параметрам смола после своего застывания образует так называемую линзу, способную зрительно увеличивать изображение, так что краски становятся блестящими, глубокими, насыщенными. Применяются объемные этикетки для наклеек на бутылки с дорогим вином, парфюмерией, в качестве идентификационных этикеток и в других случаях.

Голографическая этикетка прежде всего выполняет функцию защиты от подделок, поскольку защитные свойства изначально включены в технологию, не позволяющую проводить копирование и повторное воспроизведение защищающих элементов, в том числе предполагается наличие режимного и правового обеспечения на предприятии-изготовителе этих защищающих элементов.

Голографическая наклейка предохраняет товар от несанкционированных тиражей продукции, использующей этот вид наклеек. Защитные свойства голографической наклейки достигаются за счет наличия двух основных свойств: физико-механических характеристик используемых материалов, то есть материалы, которые используются при изготовлении голограмм, имеют защиту от оптического копирования и снятия реплик.

Они также разрушают информационные слои при попытке отделить защитную голограмму от поверхности защищаемой продукции; возможность вносить в голографическое изображение различные элементы защиты. Изготавливаются защитные голограммы с помощью комбинированных методов с внесением в изображение высокотехнологичных защитных элементов.

Защитные голограммы, которые выполнены с высочайшим качеством, сами по себе уже обеспечивают защиту от подделок, но в одной голограмме могут быть также и различные элементы защиты. Каждый из них может быть предназначен для своего уровня опознания и для различных по важности применений.

Самоклеящиеся голографические этикетки могут также изготавливаться на неразрушаемой основе. Голографические самоклеящиеся защитные элементы существуют на разрушаемой основе. Существует возможность также персонализировать и нумеровать серийно каждую этикетку.

Термоусадочные колпачки с голографическим защитным знаком в виде полоски по длине колпачка. Существуют также самоклеящиеся бумажные этикетки с нанесенной голографической защитной полоской. Есть и голографическая фольга горячего тиснения с рисунком непрерывного типа или же с голографическим защитным знаком, позиционируемым по оптической метке. Самоклеящиеся голографические этикетки разработаны и внедряются для программы защиты товаров от его копирования, от подделки продукции и от несанкционированного доступа.

Существует также способ воспроизведения объемных изображений, названный зеркально-линзовой стереографией – «парящие миражи». Такой метод позволяет обеспечивать современную художественную подарочную упаковку. Его используют для создания высококачественных эксклюзивных, престижных и индивидуальных товаров, а также для дорогостоящей продукции.

Этикетка имеет изменяющиеся, как бы сменяющие друг друга объемные изображения. Благодаря интенсивному развитию научно-технического прогресса появляются все новые и новые виды этикеток. Они отвечают самым последним современным требованиям и способствуют успешной продаже товара.

Нельзя также забывать и еще об одном носителе информации, которая носит название акцизная марка. Для нее материал проставляется государством, поэтому часто акцизные марки обладают низким качеством. Нередко также используется бумага 50-60 г/м. Помимо прочего, бывает так, что некоторые акцизные марки имеют неправильное направление волокон, что является дополнительным препятствием при их обработке.

В связи с тем, что имеется такой широкий ассортимент этикеточной продукции, то и способы, которые применяются для нанесения на нее рисунка и текста, тоже различаются. Можно выделить следующие наиболее распространенные методы.

Офсетная печать – это печать с использованием офсетной металлической матрицы. Офсетная печать является основным способом литографирования этикеток большими тиражами. Для этого способа печати применяют растворимые жидкие краски, а для сухого офсета идут высоковязкие краски для литографирования металлической и полимерной тары.

Флексографией называется печать с использованием эластичной резиновой формы, обычно ее используют для изготовления этикеток, которые выпускаются незначительными тиражами. В этом методе печать наносится с помощью наносных и красочных валиков на запечатываемую поверхность, в место нанесения.

Шелкография – это способ печати с использование трафаретных сеток (капроновых, нейлоновых, полиэфирных, металлических). В них рисунок наносят красками по пробелам сетки с помощью специального приспособления ракли.

Ракля – это ножевой инструмент с фиксированным зазором, необходима для намазывания краски. Способ шелкографии позволяет печатать как на плоской поверхности, так и цилиндрических поверхностях.

Метод глубокой и высокой печати – это типографические способы нанесения нужной информации на бумагу или на тонкий картон.

Тампонная печать проходит в один или два цвета и идет на любую криволинейную поверхность и по любым материалам. Для печати делают клише по оригинал-макету. Тампонная печать осуществляется с помощью тампона, который и переносит печатную краску с клише на нужную поверхность. Прижимая тампон с помощью небольшого избыточного давления, краска переносится на поверхность тары.

Горячее тиснение идет с помощью переноса оттиска с фольги, которая обладает специальным красочным слоем (металлизированный слой цветной или пигментированный слой матовый). Горячее тиснение проходит с помощью штампов или же с помощью клише, имеющего выступающие элементы (шрифт, рисунок). Эти приспособления и переносят краску с фольги на тару специальным горячим прессом.

Конгрев – это бескрасочное тиснение. Применяется конгрев для маркировки выдувной, прессованной или же литьевой упаковки из полимеров, используется он и для маркировки тары и упаковки из картона.

Термотрасфером называют процесс перевода изображения на нужный материал с различных красочных лент, например с полимерных пленок. Для этого используется клише и пресс, струйные принтеры и т.д.

Цифровая печать – это печать с использованием современных компьютерных технологий обработки и нанесения изображений. Используя струйные принтеры, упаковку маркируют на автоматических линиях, на конвейере. Мелкосимвольные и графические принтеры наносят маркировку без контакта с поверхностью различными по своему цвету и составу красками. Крупносимвольные принтеры наносят нужную маркировку на ящики, на гофрокороба и другие виды тары. Размер символа может быть 10, 20, 30 или 50 мм.

Для склеивания тары из картона и бумаги применяют клей, также его используют для наклеивания этикетки. Для того чтобы наклеить этикетку на картонно-бумажную тару, на стекло или же на ткань, используют казеиновый клей или же поливинилацетатные эмульсии.

Для нанесения клея на стеклянные банки и банки из жести применяют мочевино-формальдегидный клей, а также клей целлюлозный и полиакриламидный, например для приклеивания этикетки к таре из стекла. Для того чтобы приклеить прокладки к кронен-пробкам, применяют глифталевый клей.

При создании упаковки, которая будет использоваться для продуктов питания, применяют только клей, содержащий компоненты, которые разрешены для применения Роспотребнадзором. После того как этикетка готова, необходимо саму этикетку нанести на упаковку.

Этикетки по способу нанесения их на упаковку разделяются на типы, для которых этикетировочное оборудование принципиально различается по своей конструкции.

  1. Клеевые этикетки печатают обычно на листовых печатных машинах, затем их разрезают или вырубают под определенный размер. На следующую операцию по этикетированию они поступают в больших пачках. Клеевые этикетки также изготавливают путем печати различными способами. Неотъемлемой частью этикетирования для клеевых этикеток является процесс нанесения клея на саму этикетку или же на отдельную готовую продукцию в месте, где эта этикетка требуется. Общепризнанный термин, который бы применялся для обозначения клеевых этикеток, сейчас не введен, их просто называют «сухими» или же офсетными. Одним из преимуществ для клеевых этикеток можно назвать их невысокую цену и огромный выбор полиграфических возможностей. Из недостатков – повышенные требования к клеевым свойствам и составу и к этикеточной бумаге, а также определенные технические сложности расслоения этикеток (отбор одной этикетки из пачки).
  2. Самоклеящиеся этикетки. Их обычно изготавливают с помощью флексографической печати. Этикетки такого типа поступают на этикетирование на рулонной ламинированной бумажной или пленочной подложке. Ее легко отделить от рулона путем перегиба подложки. Крепится такая этикетка на товар с помощью клея, который нанесен на ее тыльную сторону. Самоклеящиеся этикетки изготавливаются также на листах, но тут процесс отделения от подложки не может быть автоматизирован, в связи с этим их используют только вручную. Преимуществами самоклеящихся этикеток являются простота и удобство их использования как при ручном, так и автоматическом этикетировании, а также их большие полиграфические возможности. Недостатками являются более высокая цена по сравнению с клеевыми этикетками, а также сложности при повторном использовании возвратной тары, поскольку самоклеящиеся этикетки требуют при их снятии использования специальных растворителей.
  3. Этикетки термоусадочные изготавливаются полиграфическим способом на специальной термоусадочной пленке в виде рукава. При этикетировании какую-то часть рукава, которая соответствует одной этикетке, разрезают, а образовавшаяся таким образом кольцевая этикетка надевается сверху на товар. Затем ее подвергают кратковременному нагреву, пленка при этом процессе равномерно сокращается и облегает плотно поверхность продукции. Положительными сторонами термоусадочной этикетки можно назвать возможность наносить ее на сложную тару, упаковку нестандартной формы. К преимуществам также относятся ее высокие полиграфические возможности, возможность применения для оформления даже всей поверхности упаковки, введение каких-либо дополнительных функций этикетки (для контроля вскрытия товара и т.д.). Недостатками такого вида этикеток можно назвать то, что необходимо применять специальное оборудование, также недостатком является и цена.
  4.  Этикетки, выполненные на полимерной рулонной пленке – это этикетки, напечатанные способом флекса, последовательно расположенные на рулоне пленки из полипропилена или полиэтилена. При работе машины полимерные этикетки по одной автоматически срезаются от рулона. Далее на них наносят полоски специального расплавленного клея, и потом этикетку плотно прикатывают к таре.

Такие этикетки сочетают в себе все положительные стороны клеевых и самоклеящихся этикеток. Это прежде всего удобство автоматизации этикировочного процесса. К довольно важным преимуществам подобных этикеток можно отнести их превосходную сохранность, на ней рисунок не сотрется, поскольку находится под пленкой. Полимерная этикетка не разрушается в течение всего срока реализации (даже при хранении под водой).

Существует также ряд типов этикеток, которые печатаются на упаковке, вплавляются в нее в процессе ее производства, прилагаются к товару в виде книжечек, ярлыков и т. д., но оборудование для нанесения таких этикеток не принято относить к разряду этикетировочных машин.

Какие операции будут происходить при нанесении этикеток на продукцию, а также существует ли возможность автоматизации операций, в основном зависит от типа этикеток (клеевые, самоклеящиеся, термоусадочные и т. д.).

Этикетки клеевые обычно перед процессом этикетирования уже полностью оформлены, разрезаны и уложены в стопки (исключение составляют только рулонные клеевые этикетки, расположенные на полипропиленовой пленке). То есть процесс этикетирования идет в несколько шагов.

Сначала этикетка расслаивается, идет съем одной этикетки из стопки, затем наносится клей на этикетку или же на поверхность тары, далее происходит наклеивание этикетки, идет ее разглаживание и в дальнейшем она прижимается к нужной поверхности.

Затем наносится оперативная информация или маркировка, но она непосредственно к процессу этикетирования не относится. Этот процесс производится с помощью различных устройств либо перед нанесением этикетки, либо на готовую продукцию сразу после этикетирования.

Для того чтобы нанести на этикетку клей, необходимы специальные устройства. Одним из самого простого, но и одновременно самого трудоемкого и низкопроизводительного способа наносить клеевые этикетки является использование клея, кисточки и стопки этикеток. Автоматизированный процесс предполагает применение различных устройств для того, чтобы наносить клей на этикетку.

Принцип действия подобных автоматизирующих процесс нанесения клея устройств заключается в подобном процессе: жидкий клей с помощью барабана забирается из ванны и тонким слоем наносится на поверхность этикетки. Для того чтобы регулировать толщину клеевого слоя и отделения этикетки от поверхности клеевого барабана, применяются приспособления различной конструкции: ракели, выжимные барабаны, специальные гребенки. Наиболее оптимальная толщина клеевого слоя позволяет аккуратно наклеивать этикетку и уменьшить расход клея.

Клеевой барабан и валы вращаются как вручную, так и с помощью электропривода. Для того чтобы увеличивать общую производительность, один оператор устройства с электроприводом может обслуживать 2-4 рабочих места по наклеиванию этикеток ручным способом. Несмотря на малую степень автоматизации, такие устройства для нанесения клея на этикетку при продуманной организации производства могут оказаться достаточно эффективными в работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)