М. Маклюэн и теории театра глобальной деревни

Первым, кто осуществил глубокое осмысление этой проблемы стал профессор Маршал Маклюэн, возглавлявший Центр Культуры и технологии университета Торонто (Канада), приобретя всемирную известность благодаря своей сенсационной работе «Познание средств информации: продолжение человека» (1964).

Понимание самостоятельной роли электронных средств коммуникации в развитии цивилизации становилось все более определяющим в теоретическом отношении для целого ряда ученых, таких как упоминавшиеся нами В. Шрамм, Г. Лассуэл и др
.

Однако, Маклюэн выдвинул ряд положений, изменивших сам принцип восприятия коммуникации, придавая ей значение важнейшего средства преобразования действительности и выводя ее за рамки сугубо ограниченного понимая в качестве только лишь средства.

Фиксируя появление электронной цивилизации, М. Маклюэн видит в электронной коммуникации новую среду существования человечества, предсказывая, что именно в этой среде будет происходить его дальнейшее развитие. Певец электронной эпохи, Маклюэн задолго до возникновения того, что именуют сегодня «кибернетическим пространством» предугадал новую метафору общечеловеческого существования, названную им «глобальной деревней».

«До изобретения письменности, – пишет Маклюэн, – человек жил в акустическом пространстве: безграничном, не имеющем никаких изменений… в темноте разума, в мире одних только эмоций, в бесконечности собственной интуиции… Гусиное перо… упразднило страх, родило города и архитектуру, принесло в мир армии, дороги, бюрократию… оно было первой базовой метафорой, с которой начался мир цивилизации и опираясь на которую человек совершил шаг из темноты и мрака к свету».

Телевидение, по мнению Маклюэна, завершило цикл в развитии органов чувств человека, человечество приобрело всеслышащее ухо и всевидящий глаз, перестало жить в узком мирке привычных границ. Теория «глобальной деревни» в какой-то мере отражает реальные процессы социальной интеграции человечества в едином коммуникативном пространстве.

Телевидение делает мир слышимый – миром видимым, давая тем самым новую метафору информационной эпохе. Отчасти преувеличивая значения средства, он, тем не менее, точно определил тенденцию и, вводя принципиально новое понимание того, что есть коммуникация, обозначил ее роль не просто в качестве механизма развития общества, но самой арены, сферы, пространства в котором это развитие будет осуществляться.

Домаклюэновские идеи преимущественно рассматривали механизмы информационных процессов, соотношение и взаимодействие его сторон, теперь же принципиально изменился сам подход к понимаю что есть коммуникация и, соответственно, каково ее место и какова ее роль в человеческой цивилизации.

Точно совпав по времени со скачкообразным, революционным всплеском интереса к электронным средствам связи, развитием наиболее современных компьютерных технологий, подобное понимание передвину-ло акценты теоретического осмысления с участников общения на сам этот процесс и, отвечая на основополагающие вопросы о его сущности, породило новую метафору постиндустриального общества.

Интересно
Сам принцип восприятия коммуникации в качестве единого пространства, вбирающего в себя частные формы и средства, не столь нов, как представляется, ибо подобные размышления относительно искусства имели место задолго до теорий М. Маклюэна. Искусство, как целостная система, суть единое художественное пространство со свойственными ему закономерностями и структурой есть предмет изучения эстетики с весьма развитой и многообразной теорией.

При этом абстрактное трактование понятия «пространство», казалось бы, имеющее чисто умозрительное воплощение, в отношении электронной коммуникации обретает вполне конкретное материальное воплощение. Быть может, именно на этом основывается, циркулирующее до сих пор, обособление средства коммуникации как, своего рода, самостоятельной величины пространственно-временного объединения информационных потоков.

Появление компьютерных сетей не только воплотило идею об информационном пространстве в реальность, но и позволило изучать это пространство инструментально, используя и качественные и количественные категории.

Сегодняшняя ситуация в информационной сфере такова, что говоря о новой реальности, воплощенной в «киберпространстве» или глобальной коммуникации, мы видим под этими понятиями не только символьное представление идеи, но и реальную механику, опосредованную технологически. Реальное количество информационного содержания, накопленного всемирными компьютерными сетями, структура и скорости информационных потоков, отдельные информационные конгломераты – вот объективные категории этого явления, которые поддаются научному познанию и методологически обоснованы.

С М. Маклюэном полемизирует автор концепции «демассификации» средств массовой информации Алвин Тоффлер – известный западный социолог, исследовавший взаимоотношение коммуникации и общества.

«Мы разбиваем большие аудитории на меньшие, и на каждую из них работают свои средства информации. Таким образом, эти меньшие группы зрителей, объединенных общими интересами, начинают, там, где правительство дает на это разрешение, смотреть не один или несколько каналов, а все программы».

Тоффлер предвидит будущее цивилизации, как отстраненное существование отдельных индивидуумов, «разделенных коммуникацией», доставляющей сообщения в его собственную ячейку и среду обитания, сжавшуюся в пределах его дома или комнаты. Тоффлер прогнозирует будущее, в котором «индивидуум» становится «инди-видео», по терминологии автора «Футуршока» и «Третьей волны», то есть телевидение, опосредуя действительность визуально, подменяет отношение личности к реальности истинной, отношением к реальности видимой, тем самым телевидение приобретает свойство основного коммуникационного канала и средства познания действительности.

Различия в рассмотрении социальной роли тенденций усиления значимости коммуникации ни в коей мере не отвергают самого принципа этого развития – то есть объединения отдельных средств в их метасистему и, как следствие, появления на этой основе глобальной информационной среды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)