Модели участников коммуникации

Следующий шаг в развитии теории сделал И. Осгуд, введя в коммуникативную цепочку такие элементы, как понимание и интерпретация, реализуя тем самым распространенный когнитивный подход к описанию коммуникативного акта. Это дополнение существенно меняет всю картину информационного обмена, так как требует наличия не просто информации в количественном смысле, но определенного контента, содержания, доступного для восприятия, и могущего быть интерпретированным, и устанавливая личностную значимость обеих сторон общения.

Модели участников коммуникации

Д. Стейнбок, не уходя от линейной однонаправленности объектных моделей привносит понимание контекста, который по его мнению определяет пути подсознательного восприятия не подверженного рационалистическому управлению воспринимающего информацию индивидуума.

Так, по Стейнбоку, коммуникативный акт имеет следующую структуру.

Отправитель в контексте обстоятельств коммуникации кодирует и передает сообщение посредством информационного канала как аудиовизуальный или текстовый поток (экспрессия), адресат, воспринимая его, декодирует, подвергает интерпретации и сопоставляя с ксерокопией (надсдзнательным образом кода).

Модели участников коммуникации

Таким образом наличие контекста и опыта восприятия по Стейнбоку превалирует над сознательным пониманием и осуществляется первично, до стадии рационального осмысления.

Будучи последователем учения З. Фрейда Д. Стейнбок тем самым переносит принципы эмпирической валидизации и психодинамики бессознательного на коммуникацию.

Таким образом, теория постепенно приходит к тому, что процесс восприятия информации носит нелинейный характер и вплотную замыкается на индивидуальные характеристики личности.

Личность, как участник коммуникации и объект воздействия, таким образом, играет в этом про-цессе ключевую роль и ее реакция на полученное сообщение есть ключевой фактор понимания путей и механизмов воздействия информации.

Одной из наиболее известных моделей коммуникации, оказавшей существенное влияние на развитие теоретической мысли, стала так называемая «генеральная модель Гербнера», предложенная профессором журналистики Дж. Гербнером в 1956 г.

В силу своей универсальности, она получила широкое распространение для объяснения самых различных типов коммуникации, как в отношении кибернетических систем, межличностного обмена, так и в области массово-информационных процессов.

Понимание значимости содержания сообщения у Гербнера носит принципиальный характер, а подобное обособление роли контента, во многом, определяет дальнейшие исследования в этом направлении.

«Кто-то воспринимает сообщение, определенным образом реагирует на него в данных условиях, облекает полученный материал в некую форму, отражающую содержание в данном контексте, и передает новое сообщение с определённым результатом».

 

Модели участников коммуникации

Эта формулировка приближает нас к чрезвычайно ситуационным, вариативным условиям восприятия достаточно сложного сообщения, которое реально возникает при просмотре телевизионной программы. Гербнер выстраивает сложную иерархию факторов, влияющих на понимание того, что передается посредством информационного канала, связывая в своей концепции воедино не только личность реципиента и коммуникатора, как равноправных участников общения, но и вводя определение условий в которых создается и воспринимается сообщение.

Интересно
Контекстное понимание коммуникации, при котором учитывается влияние самых различных параметров, объединяемых понятием контекста, таких как индивидуальные предпочтения, эмоциональный опыт, особенности личности, условия восприятия, случайные обстоятельства, темперамент – словом все те непрогнозируемые на уровне кодировки контента условия, которые, тем не менее, определенно влияют на результат коммуникации, ставит целый ряд вопросов не только о личности сторон общения, но и о сути способа ее осуществления.

Хотя Гербнер строит свои рассуждения на сообщении, как особом элементе коммуникативного акта, исследуя достаточно подробно его прохождение и изменение в ходе процесса коммуникации, легко заметить отсутствие четкого понимания собственно ролей коммуникатора и коммуниканта, автора и потребителя сообщения с их индивидуально-психологическими характеристиками, информационным и эмоциональным опытом и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)