Линейные и циркуляционные модели коммуникации

В целом, на ранних этапах развития теоретические исследования коммуникации оказались под сильным влиянием психологии, в которой усматривался ключ к пониманию того какими путями доходит сообщение до аудитории.

Когнитивные и бихевиористские концепции начали развиваться в середине 40-х годов, однако первой по настоящему целостной и законченной теорией можно считать графическую модель коммуникации, предложенную упоминавшимся нами математиком Клодом Шенноном.

Данная модель, относящаяся к кибернетическим системам столь определенно разделила участников коммуникативного акта, выделяя источник информации и ее адресата, что довольно быстро приобрела характер достаточно обобщенный и с легкостью вошла в обиход гуманитарных исследований. Воспринимая адресата в качестве того объекта на который направлено воздействие коммуникации К. Шеннон определяет и то, каким образом это воздействие доходит до него посредством информационного канала.

Интересно
Так, он постулирует наличие пяти обязательных компонентов коммуникации – источника информации, передатчика (кодировщика), информационного канала (средства доставки), приемника (декодера) и потребителя (адресата). Схема коммуникативного акта, по концепции Шеннона, обязательно включает формирование сообщения с последующей его кодировкой (например, в виде электронного импульса или звуковой волны), передачу посредством канала на приемник, где информация декодируются и воспринимается.

Линейные и циркуляционные модели коммуникации

Обратная связь, привнесенная в схему немецким исследователем М. Дефлером, как существенный элемент коммуникации должна быть ответственна за управляемость процесса, таким образом, данная схема явно стремится к реверсии при которой участники информационного обмена в ходе коммуникации могли бы меняться ролями, что абсолютно справедливо для любой сугубо утилитарной коммуникативной системы.

Подобные рассуждения легли в основу «циркуляционной» модели коммуникации, разработанной американскими теоретиками В. Шраммом и Ч. Осгудом, предположившим, что обе стороны коммуникации находятся в равных условиях и осуществляют равноценный информационный обмен, не имеющий отчетливого завершения.

При данном взгляде на проблему принципиальное значение имеет та знаковая система, на основе которой происходит кодировка-декодировка сообщения, вводится фактор понимания и интерпретации, отношения сторон коммуникативного акта и, следовательно, закладывается как принцип их тождество, как для источника, так и для потребителя информации.

Линейные и циркуляционные модели коммуникации

Простота и очевидность упомянутой концепции позволяют использовать ее как базовую модель индивидуального коммуникативного акта, определяя при помощи нее любой, сколь угодно вариативный обмен информацией. Однако, ситуация, складывающаяся при одностороннем коммуникативном процессе (по существу, в реальных условиях СМК и, в том числе, телевидения), не дает оснований переносить ее буквально на деятельность массовой коммуникации, где обратная связь ни в коей мере не заменяет обратного хода информационных потоков.

Неравнозначность участников коммуникации в данном случае накладывает существенные ограничения, если не отрицает вовсе, подобный подход. То, что справедливо для технического канала, например телефона, имеющего двустороннюю направленность, явно не работает на уровне массово-информационного процесса.

Обратная связь, как немедленная реакция на полученное сообщение – существенный элемент кибернетической и индивидуально-коммуникационной системы – имеет совершенно иные временные параметры для телевидения, что представляется принципиальным как в отношении вещания, так и восприятия зрелища.

Динамический процесс восприятия должен иметь сугубо индивидуальный, личностный характер, предусматривающий селективность выбора тех смысловых составляющих сообщения, которые подвергнутся адаптации или, напротив будут отвергнуты в ходе анализа психическими механизмами реципиента и, наоборот, индивидуальное, творческое использование средств кодировки сообщения на рациональном уровне понимания и надрациональном – восприятия.

Рационально-чувственная и эмоционально-образная составляющие как при создании, так и при восприятии сообщения здесь предусматривают обязательную ролевую реверсию коммуникатора и коммуниканта, которая не осуществляется в обычном понимании при телевизионном общении и имеет характер скорее односторонний. Соответственно, эти идеи, описывающие непрерывную коммуникацию, носят сугубо индивидуальный характер и, рассматривая механизм ее прохождения как акт механической передачи сообщения, имеют принципиальные ограничения, так как существует вне личностных характеристик обеих сторон процесса и содержания сообщения.

Дальнейшие исследования американского социолога В. Шрамма позволяют ему утверждать самостоятельное значение «институционной личности», то есть владельца информационного средства, того, кто организует и определяет содержание канала и коммуникатора, автора сообщения, личность которого влияет на коммуникативный акт.

Рассматривая значение как индивидуального коммуникатора, так и группового, Шрамм делает вывод о том, что он имеет преимущественное значение в процессе переда-чи социальной информации.

О значении того, кто создает телевизионное сообщение говорил и Ли Левингер, еще один американский исследователь коммуникации, который ставил личность коммуникатора над социальными и экономическими факторами его деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)