ЛжеГУПы и квазитендеры

Наиболее обстоятельно коррупционная деятельность проявляется в деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПах) и тендерных закупках.

Уже говорилось, что государственная и гражданская служба на всех уровнях оплачивается очень плохо. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, нарушая, в общем-то, действующее законодательство, пытаются доплачивать своим работникам.

Но такие усилия способны лишь немного смягчить проблему, но не решить ее. Никакого радикального улучшения в оплате труда федеральных государственных и гражданских служащих не ожидается и в 2006 г.

Поэтому федеральное руководство «закрывает глаза» на те «дополнительные» источники оплаты своих служащих, которые по тем или иным причинам «разрешены» законами (в силу их несовершенства).

Интересно
В качестве одной из таких форм практикуется создание подведомственных организаций на праве хозяйственного ведения, которые в большинстве случаев являются действенным инструментом «левого» (незаконного) удовлетворения материальных притязаний некоторых директоров, политических руководителей и чиновников высокого уровня.

Федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают значительной свободой действия. Назначенный руководитель использует федеральную собственность почти исключительно в частных интересах.

Здесь складывается своего рода уникальная ситуация, когда формально собственность — чужая (государственная), а реально — используется как своя. Поэтому ФГУПы являются государственными во многом лишь по названию, а по существу — это частные предприятия. Формально (по отчетности) в своем большинстве крайне неэффективные.

В 2000 г., к примеру, средний платеж от одного ФГУПа в федеральный бюджет составлял немногим более 50 тыс. рублей в год.

А по сведениям Счетной палаты РФ ежегодная чистая прибыль у многих аналогичных предприятий доходит до 1,5 млрд рублей. Менеджмент ФГУПов распределяет прибыль самостоятельно.

Относительно самостоятельно, потому что «делиться надо». И делятся, так как руководителей ФГУПов назначают министерства и ведомства, они же заключают контракты с назначаемыми руководителями. Поэтому судьба директора ФГУПа зависит, по большей части, от воли конкретного политического руководителя (представителя нанимателя).

Организационно-правовая форма предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, уже давно исчерпала себя. Еще Указом Президента от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» было признано необходимым прекратить создание новых федеральных государственных предприятии с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения.

Предусматривалось, что подобные предприятия подлежали реорганизации — частично в казенные предприятия и в порядке приватизации — в хозяйственные общества и товарищества. Но за десять лет здесь ничего не произошло. Практически все предприятия в той или иной форме продолжают существовать, поскольку являются способом реализации материальных интересов федеральных политических руководителей и чиновничества.

После принятия Президентом РФ Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» правительству пришлось снова рассмотреть судьбу ФГУПов и ФГУ (федеральных государственных учреждений).

К этому времени их реестр имущества был в таком состоянии, что невозможно было понять, в чьем ведении оно находится. Комиссия по административной реформе, которую с 2004 г. возглавил вице-премьер А. Жуков, решила поделить эти структуры на три части.

В первую включили те, которые останутся за федеральным центром, во вторую — что передаются в регионы, в третью — которые будут выставлены на продажу. Но эта работа проводится как-то вяло и неэффективно.

На сегодняшний день из всего количества и ФГУ 40% — убыточны, а у 22% — рентабельность близка к нулю. И тем не менее этот по существу инородный для рыночной экономики институт продолжает существовать.

Таким образом, огромный сектор государственной экономики крайне непроизводителен. Имущество, которое по идее должно обеспечивать нормальную работу государственного аппарата, стало кормушкой для некоторых директоров, политических руководителей и чиновничества.

Распространенный вариант злоупотреблений с ФГУПами и ФГУ — их «заказная продажа». В качестве примера можно привести нашумевшее «дело» экс-премьера Касьянова с дачей в «Сосновке», которая также находилась на балансе ФГУПа «ВПК-Инвест».

Только благодаря вниманию к главному фигуранту сделки стала известна колоссальная потеря для бюджета в результате этой продажи.

Интересно
Немало руководителей московских ГУПов вступают в сговор с рейдерами (англ. raider — набег, захват) и подталкивают вверенные предприятия к банкротству, способствуя таким образом захвату негосударственными структурами. Другие руководители делают гигантские заимствования, которые вернуть потом оказывается не под силу.

Так, бывший директор ГУП «Велозаводский рынок» К. Лепешкин выдал вексель почти на 71 млн рублей, а в назначенный срок не оплатил его. Директор ГУПа «Западный порт» Н. Бандусев уволил всех своих замов и нанял специальную фирму для банкротства предприятия. Ее усилиями всего за семь месяцев был сделан долг более 60 млн рублей и предприятие фактически стало банкротом.

Одним словом, российское государство все еще тянет непомерный груз суперрасточительных унитарных предприятий и государственных учреждений и, судя по всему, не намерено от этой ноши отказываться. Ради чего это делается?

Ведь эти государственные структуры ложатся непомерным грузом на нашу дезорганизованную экономику и на обнищавшее население.

Правда, Правительство РФ приняло целевую федеральную программу по реорганизации федеральных государственных предприятий и учреждений. Вероятно, вопрос о сокращении предприятий и их приватизации в конце концов будет решен.

На начало 2006 г. в собственности государства находятся 1136 230 объектов недвижимости федерального имущества, которые закреплены за 7482 ФГУПами на праве хозяйственного ведения или числятся в оперативном управлении у 32 182 ФГУ.

С июня по декабрь 2005 г. было реализовано на открытых аукционах всего 54 объекта и в бюджет перечислено 522 млн рублей. В ближайшее время готовятся к продаже около 240 зданий и имущественных комплексов, находящихся в хозяйственном ведении подведомственных Росимуществу ФГУПов.

По таким же принципам организован и вопрос о тендерных продажах. Организация закупок продукции для государственных нужд на тендерной основе должна была стать важным этапом в борьбе с воровством бюджетных средств.

В целях обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета и пресечения злоупотреблений политиков и государственных служащих своим служебным положением был подписан Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

С принятием указа воровать стало сложнее, но не намного. Главная неприятность в отработанной процедуре увода денег состояла в том, что теперь это надо было проводить через организацию конкурсов.

Однако, заказчику обычно известны «нужные» поставщики, которые не скупятся на «откаты» (вознаграждения). Лишь мелкие заказы (200—300 тыс. рублей) отдаются всем остальным, кто хочет «поиграться» в конкурсы.

Под конкретного производителя (поставщика) проводится сегодня большинство тендеров. Невозможно относиться с оптимизмом и к данным Минэкономразвития по объему сэкономленных средств благодаря тендерной системе государственных закупок.

Утверждается, что в 1999 г. такая экономия составила 7,7 млрд рублей, в 2001 г. — более 30 млрд рублей, а в 2003 г. — около 35 млрд рублей. Сопоставляя такие оценки со сложившейся порочной системой разворовывания бюджетных средств через тендерную систему государственных закупок, а также с отдельными яркими доказательными фактами (по закупке, например, солдатских портянок по цене импортного дамского белья), напрашивается вывод о преждевременности оптимистических оценок.

Несложный подсчет дает примерное представление об объеме ежегодно «уводимых» бюджетных средств, которые можно оценить примерно в 200 млрд рублей.

Заметим, что в случае тендеров речь идет о фактическом перетоке бюджетных средств между отдельными статьями: средства, направляемые на решение конкретных социально-экономических задач, перетекая в карманы политиков и чиновников, по своей сути, превращаются в расходы на государственное управление.

Периодическая печать пестрит различными статьями и заметками на тему о коррупции при закупках продукции для государственных нужд на тендерной основе.

При этом почти всегда подчеркивается законодательная норма: «Участником конкурса может быть только поставщик, имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров». Покупать у производителя — дешевле, и этим пунктом сразу отсекаются все перекупщики. Однако так происходит только на бумаге.

В 2003 г. Счетная палата обнаружила, что в Главном военно-медицинском управлении из государственной казны ушло на ветер (читай: украли) 393,4 млн рублей. Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело. Ходили слухи, что со дня на день начальнику армейского медицинского ведомства предъявят обвинение. Но все ему сошло с рук.

Согласно мнению президента фонда «Индем» Г.А. Сатарова, среди государственных служащих самая коррупционная ветвь власти — исполнительная. На нее приходится 80% взяток, даваемых в стране.

В первую очередь это чиновники, сидящие на проведении тендеров и распределении госзаказов. Им, как правило, отчисляют процент от сделки.

Причем, если пять лет назад это было 5—10%, то теперь стандартная ставка для чиновников 30—50%. В правоохранительных органах давно ведется «внутренняя» статистика взяточников. По данным МВД, самая большая коррупция в сфере образования, а также в прокурорских и следственных органах.

Таким образом, федеральные государственные унитарные предприятия, судя по всему, с самого начала были задуманы как уникальная форма коррупционной деятельности.

Чтобы ее ликвидировать, нужно только одно — политическая воля первых (верховных) руководителей страны, которая пока не была проявлена. Подобные предприятия должны быть реорганизованы в казенные предприятия или посредством приватизации в хозяйственные общества и товарищества.

Что касается тендеров по закупке продукции для государственных нужд, то здесь надо утроить социальный контроль. Его надо проводить за счет ведомственного контроля, проверок Счетной палаты и контрольных организаций гражданского общества. Обоснованность значительных затрат государственных средств следует проверять трижды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)