Коррупционное формирование класса собственников

Как известно, в начале 1990-х гг. был выдвинут лозунг: «Даешь класс собственников». Его-то и взяли на вооружение многие люди из ельцинских властных структур. Именно они, используя должностные полномочия, стали сколачивать свой капитал. Формы и методы  для этого использовались самые разные: от откровенного воровства и взяточничества до махинаций с акциями предприятий и создания теневых структур.

Интересно
В течение только 1996-1997 гг. по фактам коррупции были сняты с работы десятки высших должностных лиц государства, занимавших руководящие посты в Генеральной прокуратуре, ФАПСИ, МВД, ГТК, Госналослужбе, Центробанке, Минсотрудничестве, МВЭС, бывших Роскомдрагметалле, Минздравпроме и некоторых других министерствах и ведомствах.

Поскольку в России была серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением принятых решений, коррупция оказалась доминирующим процессом в социальных отношениях.

Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением во многих структурах власти. На низком уровне находилась исполнительская дисциплина, о чем не раз говорилось в заявлениях президента на заседаниях правительства, а также в широкой печати.

К сожалению, и само правительство до последнего времени было далеко не образцом организованности, оперативности и деловитости.

Ныне действующая Конституция РФ устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью, что, несомненно, способствовало злоупотреблению служебным положением и формированию коррупции.

Например, в Совете Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и заявления на действия государственных руководителей, судей трех высших судов и прокуратуры Российской Федерации. Здесь не выработана четкая система не только отчетов, но даже представления информации о проделанной ими работе.

Президент Б.Н. Ельцин, как первый в послесоветское время президент, сосредоточив в своих руках огромную власть, оказался неспособным эффективно ее реализовать, выполнить все возложенные на него полномочия и обязанности.

Распространенный в это время криминальный лоббизм в органах власти, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб государству и гражданам, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление некомпетентным лицам, создание лжепредприятий, совмещение государственной службы с участием в коммерческих предприятиях и организациях стали обычным явлением российской действительности.

Все это неизбежно сопровождалось корыстными злоупотреблениями должностных лиц, получением ими огромных взяток.

Именно таким путем накапливался достаточный ресурсный потенциал для проникновения уголовников во властные структуры, расцвета коррупции, метастазами поразившей все отрасли государственной деятельности. На подкуп должностных лиц криминалитет тратит почти половину похищенных средств.

Например, войти в непосредственный контакт с важным должностным лицом в высших эшелонах власти, чтобы оно только выслушало вас и вникло в ваши проблемы, стоит примерно 1 тыс. долларов.

Разумеется, сам политик или чиновник ничего от взяткодателя обычно не брал. Этим занимались посредники. Например, зарегистрировать без проволочек автомобиль, даже украденный, стоит 2 тыс. долларов. Закрыть уголовное дело — 30 тыс. долларов.

Однако там, где преступления очень серьезные, подчас платят и 200 тыс. долларов, лишь бы уйти от ответственности.

В СМИ публикуются такие данные, что доход государственных мужей, которые по роду своей деятельности способны лоббировать интересы коммерческих или криминальных структур и активно занимаются этим, достигает 300 тыс. долларов.

Причем им совершенно не обязательно получать взятку классическим путем — пачку купюр в конверте. Сегодня существует масса вполне законных способов отблагодарить «нужного человека».

Среди них завышенные гонорары за лекции и консультации, издание книг с баснословным авторским вознаграждением, выдача беспроцентных долгосрочных кредитов, передача акций родственникам или доверенным лицам, прием средств в кредитно-финансовые учреждения под большие проценты, создание всевозможных фондов, предоставление после отставки с государственной службы высокооплачиваемых должностей в негосударственных структурах и т.д.

Интересно
По оценкам сотрудников подразделений правоохранительных органов, занимающихся борьбой с коррупцией, на оплату услуг чиновников и политических руководителей у коммерсантов идет от 20 до 50% прибыли. Но взятки окупаются сторицей.

Коррупция все больше и больше разъедает органы власти как в центре, так и на местах. Ею охвачены и верхние этажи власти, которые принимают решения, формирующие экономику страны. Нередко эти решения принимаются в обход установленного порядка и касаются перераспределения денежных потоков, материальных ресурсов, различных льгот и преференций.

Известного политолог Л. Радзиховский полагает: «Гниль — в самом стволе государства. Нет страха. Нет чувства чести и долга. Есть только голый расчет.

Я, разумеется, не говорю про всех — есть много честных чиновников в штатском и в мундире. Но не они, увы, задают тон. А личный корыстный расчет в соединении с гарантированной безответственностью — это не “полицейское государство”. Это, скорее, уж “воровское государство”».

В коррупции можно выделить три уровня. Первый позволяет при помощи взяток вовлечь политического руководителя или государственного служащего в противозаконные действия. Второй дает преступным группировкам возможность через коррумпированных политиков и чиновников полностью или частично подчинить себе государственную организацию или учреждение посредством создания при них разных коммерческих структур.

Третий открывает криминалитету доступ к государственным средствам через незаконные кредиты и субсидии, занижение реальной стоимости государственной собственности в период приватизации, присвоение валютной выручки от реализации за рубежом сырьевых ресурсов страны.

Находящиеся у власти политики и чиновники, как правило, создают свои «запасные аэродромы». Для этого широко используются различные посреднические фирмы и фонды, в которые перекачивают бюджетные и другие деньги. Свои фонды, коммерческие банки, финансовые структуры имеют многие бывшие руководители федеральных государственных органов.

За рубежом уже оценили размах коррупции в России. Отдельные иностранные спецслужбы завели целые тома информации на наших коррумпированных чиновников. Своим бизнесменам представители спецслужб настоятельно рекомендуют сообщать о всех фактах подкупа ими российских должностных лиц.

В дальнейшем сумма взятки исключается из налогооблагаемых сумм как законные производственные издержки. Ведется также учет лиц, приезжающих из России на дорогие зарубежные курорты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)