Логистика продаж и обслуживания
Логистика продаж и обслуживания подразумевает управление выходящим товарным потоком и возвратными потоками и включает в себя предпродажное обслуживание, управление продажами, расчётно-кассовые операции, доставку товаров, обслуживание потребителей в процессе продажи, послепродажное и гарантийное обслуживание.
При этом характер услуг, оказываемых оптовыми и розничными торговыми предприятиями, различен.
Так, например, к услугам, оказываемым оптовыми торговыми предприятиями, можно отнести:
- услуги производственного характера (распил; колеровка; сортировка; расфасовка; упаковка; и т.д.);
- транспортно-экспедиционные услуги;
- ответственное хранение продукции;
- посреднические услуги;
- информационные услуги;
- страховые услуги;
- гарантийное обслуживание;
- приём и / или замена дефектной продукции;
- приём возвратных потоков с целью утилизации или переработки и др.
Обслуживание розничными торговыми предприятиями условно можно разделить на 3 большие группы:
- Предпродажное (подготовка к продаже после осуществления приёмки по количеству и качеству; приём заказов на товары; предоставление выбора способа оплаты и доставки товара; консультационные услуги и др.).
- Обслуживание в процессе продажи (предоставление информации об интересующем потребителя товаре и товарах – аналогах; упаковка; комплектование и оформление индивидуального заказа; предоставление выбора способа оплаты и доставки товара и др.).
- Послепродажное (доставка; ответственное хранение; установка; сборка; распил; ремонт; гарантийное обслуживание; приём возвратных потоков с целью передачи на утилизации или переработку и др.).
- Обслуживание, связанное с пребыванием потребителей в торговом зале (создание зон отдыха, детских комнат, организация точек общественного питания в крупных торговых предприятиях; оборудования автостоянок с наличием необходимого количества парковочных мест; организация мест для хранения и др.).
Одной из главных задач, решаемых торговыми предприятиями при организации обслуживания, является предотвращение простоев и чрезмерной загрузки расчётно-кассового узла и образования очередей. Применение методов теории массового обслуживания торговыми предприятиями позволяет решать задачи, связанные с: организацией погрузочно-разгрузочных работ при приёмке / отгрузке товара на складах; обслуживанием покупателей в торговом зале; расчётно-кассовым обслуживанием и др.
Чтобы определить среднюю длину очереди (R), необходимо знать коэффициент загрузки (K), зависящий, в свою очередь, от количества заявок (L – покупателей в зоне расчётно-кассового узла; автомобилей при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и др.), поступающих в единицу времени (t), и интенсивности обслуживания (M), то есть количества выполненных заявок в единицу времени (t).
Исходя из этого, интенсивность обслуживания вычислим по формуле:
где M – интенсивность обслуживания, t – общее время обслуживания, tx – время выполнения одной заявки.
Вычислив по формуле 4.5 интенсивность обслуживания, можно рассчитать коэффициент загрузки:
где K – коэффициент загрузки, L – количество заявок, поступающих в единицу времени (t).
Таким образом, при количестве функционирующих «приборов обслуживания» n, равном 1, средняя длина очереди будет равна:
Зная значения, рассчитанные по формулам 4.5 – 4.7, можно определить время ожидания покупателя в очереди:
при n = 2
Применение методов теории массового обслуживания является важным инструментом для торговых предприятий, так как позволяет повысить уровень обслуживания покупателей путём определения оптимальной численности персонала и оборудования с учётом минимизации затрат.
Тем не менее, с учётом повышения сложности ассортимента и ужесточения международных требований к безопасности и экологичности товаров, а также с повышением уровня осведомленности и сознательности потребителей вопросы возвратной логистики становятся всё более актуальными.
В зависимости от причин, можно выделить следующие виды возвратных потоков, возникающих на торговых предприятиях:
- товары, поставленные с нарушением условий договора (по количеству, качеству, срокам и др.);
- товары, которые не пользуются спросом у потребителей;
- товары, которые не были проданы в установленный срок;
- тара и упаковка;
- товары бывшего употребления;
- устаревшие товары.
Управление возвратными потоками подразумевает большие временные и финансовые затраты, связанные с организацией процесса возврата.
В то же время организация эффективной возвратной логистики становится конкурентным преимуществом торговых предприятий, увеличивая лояльность покупателей.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу