Категорийный менеджмент

Необходимость поиска дополнительных источников роста эффективности деятельности торговых предприятий потребовал разработки и внедрения новых методов управления, в ряду которых особое место занял метод управления товарными категориями – категорийный менеджмент.

Предпосылками формирования системы категорийного менеджмента, ранее в странах Запада, а в настоящее время и в России, являются:

  • изменение структуры потребительского спроса;
  • обострение конкуренции в сфере торговли;
  • мировой кризис и снижение конъюнктуры рынка, приведшие к снижению платежеспособного спроса.

Категорийный менеджмент – это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица.

Цели категорийного менеджмента заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком (производителем) и продавцом (торговой компанией).

По каждой категории отслеживаются показатели оборота и прибыльности, формируются цели и стратегии ее развития.

Внедрение категорийного менеджмента способствует совместному построению бизнеса и укреплению взаимодействия ритейлеров и производителей для развития взаимного обмена информацией (в том числе об объемах продаж) и совместной аналитической работы.

Интересно
Таким образом, основным мотивом внедрения принципов категорийного менеджмента является желание торговых сетей привлечь поставщиков к развитию их бизнеса за счет более глубокого знания поставщиками рынка своих товарных категорий. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время в российских условиях, когда возможности снижения поставщиками цен практически исчерпаны и основной потенциал роста их бизнеса заложен в увеличении объемов продаж.

Категорийный менеджер отвечает за весь комплекс работ по приобретению и продвижению товаров определенной, четко сформированной ассортиментной группы, устанавливает деловые связи с поставщиками или розничными операторами, ищет пути оптимизации расходов на снабжение и логистику, организует и курирует мероприятия по продвижению товаров соответствующей категории.

Категория как объект управления в категорийном менеджменте представляет собой отдельные группы продукции, которые покупатели ощущают как взаимосвязанные и взаимозависимые в удовлетворении их потребностей.

Сегментация и наименование категорий осуществляются на основе изучения запросов потребителей с использованием рейтингов продаж и фокус-групп.

Критериями сегментации выступают основные потребительские свойства продукции, удовлетворяющие одинаковые потребности клиентов, из которых выделяются ключевые.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)