Концепция тетрады резонирующих интервалов

В этой связи рассмотрим одну из последних концепций влияния коммуникации на социальные и культурные процессы, предложенную М. Маклюэном. Она воплощается в принципе тетрады «резонирующих интервалов».

Данная концепция альтернативна причинно-следственным схемам объяснения воздействия коммуникации на общество и рассматривает конкретное средство связи (артефакт) в «интервале резонанса», то есть вневременного периода, когда оно порождает изменения в окружающем его социальном пространстве как само по себе, так и посредством среды, которую оно создает.

«Тетрада выполняет функцию мифа, в котором средство компрессирует прошлое, настоящее и будущее воедино через способность к одновременности. Тетрада высвечивает границу между визуальным и акустическим пространством как арену спиралеобразного повторения и ролевого переигрывания процесса передачи информации и обратной связи, переплетения и межличностного обмена в области активного круга возрождении и метаморфоз».

Идея построения тетрады заключается в том, чтобы достичь «всесторонней осведомленности» относительно средства коммуникации и среды в которой оно действует и основана на историческом, социальном и технологическом исследовании темы, за счет чего можно получить определенное равновесное понимание коммуникации как на рационально-понятийном, так и метафорическом уровне.

Тетрада включает четыре вопроса, ответ на которые позволяет отыскать сбалансированное представление о предмете исследования в указанных контекстах и, тем самым, определить не только его онтологические характеристики, но и представить его функционирование в целом, комплексно, в качестве имманентной социуму величины:

  • что данный артефакт (средство) расширяет, какие функции увеличивает;
  • что разрушает и отвергает, перестает использовать;
  • что восстанавливает, возрождая, заново вводя в обращение;
  • что реверсирует, используя заново в новом качестве?

Таким образом, путем построения тетрады М. Маклюэн обеспечивает комплексное представление о коммуникации в четырех параллельных срезах – расширения, устаревания, нахождения нового и реверсирование имеющегося свойства или свойств коммуникативного средства в континуальном единстве вневременных проявлений. Нахождение этих элементов в резонансной связи друг с другом дает понимание о многоступенчатой, дискретной, комплексной структуре происходящих в коммуникации процессов, прогрессивно развивающихся, благодаря внутренним механизмам.

Уходя от одномерного восприятия коммуникации как процесса сиюминутного, единомоментного и линейного, не связанного, по сути, с временной координатой, существующего только во время коммуникативного акта, Маклюэн видит целую сферу взаимодействий и процессов, происходящих как результат резонансного взаимодействия составляющих тетраду тенденций.

Так, определяя те элементы коммуникации, которые под влиянием нового средства должны отойти в прошлое, быть вытесненными им, мы, одновременно, должны рассмотреть механизм их реверсирования, использования в новом качестве, то есть расширения свойств за счет кардинального изменения прежних. Это, в свою очередь, запускает механизм отторжения части имеющихся свойств, так как реверсирование обеспечивает реализацию части функций коммуникации с тем же эффектом, но меньшими затратами, решая поставленные задачи на более высоком системном уровне. То есть, по сути, на уровне метафоры эти утверждения сводятся к принципу изложенному в таблице 1.

Концепция тетрады резонирующих интервалов

Таким образом, динамичная структура коммуникативного средства, согласно предлагаемой схеме, зависит не только от его внутренних свойств, но и от условий в которых оно реализует те или иные функции в контексте общественной значимости и, по мере изменения этой среды вынуждено претерпевать метаморфозы. Тетрада, построенная для вещательных (телевизионных и радио технологий) опирается на те существенные проявления, которые значимы в системном и социальном отношении для этих коммуникативных средств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)