Квазиэталоны

Квазиэталон является элементом лингвокультуры, репрезентирует стереотипы о стандартных качествах и свойствах человека с опорой на средства естественного языка.

При всей динамичности культурного процесса квазиэталоны остаются наиболее стабильной частью лингвокультуры.  Они обобщают и организуют стереотипы, отражают доминанты языковой интерпретации тех или иных аспектов действительности, закрепляют наблюдения, которые стали житейскими правилами.

Квазиэталоны наиболее точно и ёмко отражают особенности национального характера.

Процессы эталонизации, символизации связаны с активной работой коллективного сознания, отражающего генезис культуры.

Так, верования христиан в то, что голубь является воплощением Духа Господа, приписывание этой птице ряда прогностических, оберегающих функций привели к ценностной маркированности данного объекта.

У слова голубица ‘самка голубя’ стали формироваться культурные коннотации ‘святость’, ‘непорочность’, ‘божественность’. Образ голубицы стал формой для стереотипа целомудренного, невинного человека.

Коннотации слова голубица вошли в зону денотации культурно-языковой единицы. Формирование семантики квазиэталона осуществляется путём сцепки культурной коннотации с содержанием стереотипа.

Так, названные коннотации слова голубица соединяются с стереотипом святого, непорочного человека; слово становится квазиэталоном.

Видимо, поэтому продуктивны при образовании квазиэталонов механизмы косвенной номинации. В основе большинства квазиэталонов лежит сходство.

К основным матрицам переноса можно отнести следующие:

  • сходство деятельности, функции (автомат ‘кто-либо действующий бессознательно, безостановочно, с механической точностью’, акула ‘эксплуататор, хищнически пользующийся чужим трудом и имуществом’);
  • сходство внешнего вида (веник ‘растрёпанный человек’, кочерга ‘старик или старуха’);
  • сходство восприятия (картина ‘вызывающий восхищение, удивление своим видом, красотой человек’, кипяток ‘вспыльчивый человек’).

Квазиэталоны отражают компрессированные ценности человеческого сознания, типичные представления о тех или иных явлениях действительности.

Квазиэталоны первыми приходят на ум при ответе на вопросы типа: «Как называется человек, обладающий качествами, свойствами, делающий что-либо?» Главное же, квазиэталоны соотносятся с стереотипами – стандартными мнениями о чём-либо. На этом основании можно предположить, что они репрезентируют прототипы.

Формирование того или иного квазиэталона, репрезентирующего прототип категории, опирается на практический опыт, наблюдения человека за действительностью либо на архетипические представления, априорно передающиеся от поколения к поколению.

Так, наблюдения за поведением птиц легли в основу формирования прототипов рано или поздно встающего или ложащегося спать человека и вербализации их квазиэталонами жаворонок, сова.

Прототипический характер квазиэталонов подтверждается рядом их функциональных, номинативных характеристик.

Во-первых, квазиэталоны частотны в речи носителей языка. Они широко используются в различных речевых жанрах (особенно в прецедентных текстах), выступают в качестве названий произведений, что свидетельствует об их текстообразующих функциях.

Во-вторых, квазиэталоны обладают высоким продуцирующим потенциалом. Они часто выступают в роли ономасиологической основы при образовании слов и устойчивых единиц.

Квазиэталоны русского языка, отражая стандарты качеств человека, объективируют ценности русского народа, вербализируют систему императивов, направленных на человека, создавая его идеальный образ, фиксируя норму.

Языковое сознание любого народа реагирует прежде всего на отступления от нормы, поэтому внутренние формы квазиэталонов фиксируют стандарты хорошего или плохого. Как правило, объективируются в большей степени негативные стереотипы.

При определении эталона человека важно учитывать, какие ментальные аспекты подвергаются номинации, а также плотность номинаций.

Наиболее важными аспектами в человеке для русского языкового сознания оказываются следующие:

  • деятельностные характеристики (человек и его практики);
  • социальные характеристики и отношения (отношения человека к другим людям);
  • внешность. (Характеристики расположены по степени убывания).

Менее значимыми являются интеллектуальные качества (знания, опыт), возраст, нравственная характеристика; психические свойства и ряд других.

Отсюда следует первый вывод: важным для русских людей является то, как человек проявляет себя в различных видах практик. Эта сторона жизни оценивается наиболее строго. Для русских показательна социальная значимость, адекватность обществу, что связано с коллективизмом, соборным укладом жизни.

Важными являются физиологические, внешние характеристики человека. Отметим, что они разноаспектны, что обусловливает большое количественное значение в этой группе.

Семантика квазиэталонов русского человека отражает стандарты русского характера. Человек должен быть трудолюбивым, здоровым, сильным, считаться с законом, не противопоставлять себя обществу, быть смелым, спокойным, жизнерадостным, воспитанным, честным, вежливым, доброжелательным, гуманным, добрым, нравственным, умным.

Идеальный человек имеет средний доход. Он должен иметь невыделяющиеся черты лица, обладать хорошим зрением и слухом, быть стройным и иметь средний рост, быть опрятным.

Как видим, особое внимание уделяется тому, как человек проявляет себя в различных видах деятельности, при общении с другими людьми. Отклонения от нормы объективируются квазиэталонами, фиксирующими антистандарты русского человека.

Квазиэталоны объективируют как стандарты, так и антистандарты человека. В мужчине русское языковое сознание выделяет параметр физической силы, опыта, смелости, социальной значимости. В женщине – внешней привлекательности, молчаливости, доброты, сноровки.

Каждая лингвокультура формирует свои квазиэталоны. Так, в арабской лингвокультуре утка – симпатичная девушка, верблюдица – высокая красивая женщина, орёл – прожорливый человек; в турецкой: эталон прожорливого человека – медведь, жадного – кит.

Во вьтнамской: мыльница – эталон толстой женщины, утка – медлительного человека, куропатка – подвижного, лиса – коварного, жадного, черепаха – мудрого, сильного, старого, медлительного человека, львица – ревнивой женщины, корова – глупого человека.

В русской лингвокультуре эталоном жестокости выступает волк, а в чешской ‒ воронёнок. Эталоном изворотливости у русских является уж, у немцев ‒ кошка, у англичан ‒ грач. При этом надо заметить, что в некоторых языках квазиэталоны совпадают: ягнёнок – эталон кротости, пчела и муравей – эталон трудолюбия.

Интересно
Таким образом, квазиэталон является единицей лингвокультурного уровня, объективирующей прототипы человеческих качеств. Антропоцентризм, живая образность, продуцирующая оценочность, экспрессивность, эмотивность, являются специфическими чертами квазиэталонов.

Образ выступает в роли стандарта качеств человека, отражает процессы культурной категоризации знаний, вычленяющие наиболее важные для лингвокультурной общности отрезки действительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)