Культурно-просветительская деятельность в первые годы советской власти

Становление и развитие культурно-просветительной работы как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции.

Главные задачи и важнейшие принципы определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам.

Ленин рассматривал культурно-просветительную работу как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства.

Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политикопросветительного комитета, объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью.

Значительный вклад в разработку теории и практики культпросветработы внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 – Главполитпросветом.

Система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга – составная часть идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Интересно
Направленная деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения, организованная вне учебных заведений деятельность, способствовала культурному росту человека.

Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов.

Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.). Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж – в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.

Партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры.

Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления.

После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д.

Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Поэтому параллельно с названием «политпросветработа» использовалось словосочетание «культпросветработа».

Совет народных комиссаров принял два декрета по этому вопросу: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.

Интересно
Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках.

К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тысяч ликпунктов (школ грамоты), в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек, но и этого было недостаточно, т.к. существовало огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца.

Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для взрослых учащихся сокращался рабочий день на 2 часа с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

По инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г начался культпоход в деревню. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту.

В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов). Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово. Несмотря на это значительно повысился общий культурный уровень населения.

Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс. Самая конструктивная реформа того времени – создание рабочих факультетов, ставших кузницами рабоче-крестьянской интеллигенции.

Система рабочих факультетов – рабфаки. На рабфаки принимали молодежь по командировкам предприятий, государственных и общественных организаций. Трехлетнее обучение давало знания в объеме средней школы и приравнивалось к работе на производстве, слушатели дневных рабфаков обеспечивались стипендиями.

Окончившие рабфак переводились в состав студентов вуза без вступительных экзаменов. Сеть рабочих факультетов быстро росла, в начале 1930-х годов насчитывалось около тысячи рабфаков, где обучались примерно 340 тысяч человек. Однако в конце 1930-х годов в связи с развитием средней школы рабфаки утратили свое значение и были упразднены.

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918 г., научились грамоте около 7 млн. человек.

Термин «культурное строительство» появился в первых директивных документах партии и государства и означал планомерное воздействие на всю духовную жизнь общества со стороны партийных, государственных структур и общественных организаций. Идеологическая направленность культурного строительства была определена еще на VIII съезде РКП(б) (23 марта 1919 года).

В Программе съезда было заявлено, что в области культуры партия будет твердо добиваться «самой широкой пропаганды коммунистических идей». За семь послевоенных лет состоялось шесть всесоюзных съездов, столько же конференций, несколько десятков пленумов ЦК, десятки республиканских и сотни губернских и областных съездов и конференций.

Не было ни одного из них, где бы не рассматривались вопросы культурно-просветительской работы, не признавалось бы идеологическое начало в культурном строительстве.

Темпы культурного строительства 20-х годов ХХ века в определенной степени диктовались объективными условиями. В кратчайший срок преодолеть отсталость страны можно было лишь при максимальном развертывании системы массового просвещения, что нередко приводило к снижению качества. Как справедливо отмечает М. П. Ким: «Количество за счет качества, ширина за счет глубины – так можно охарактеризовать общее состояние культуры масс в послереволюционное время». Это было одно из противоречий, порожденных общественными условиями.

В течение 1928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг, в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.

С самого начала своего существования Советское государство взяло курс на отказ от прежнего бесклассового «культурничества», на сочетание культурно-просветительной деятельности с идейно-воспитательной. Функция психологической разрядки требовала совершенно иных способов реализации, иного содержания работы.

Смешение этих двух задач приводили к однообразию, монотонности и казенщине в деятельности культурно-просветительных учреждений, но с другой стороны, и клубы, и библиотеки, и избы-читальни были тем местом, где многие люди впервые приобщились к ценностям культуры в том или ином виде. Политические занятия и мероприятия носили общеобразовательный, познавательный характер, давали определенные знания, расширяли кругозор.

В сложившихся условиях, когда в решении многих экономических задач приходилось рассчитывать лишь на энтузиазм масс, на первый план в деятельности культурно-просветительных учреждений вышли проблемы политического воспитания, агитации и пропаганды.

Стремление как можно быстрее достичь всеобщей грамотности, приобщить массы к социальному творчеству дало и определенный положительный результат, о чем свидетельствует проведенное исследование.

Государством были устранены прежние правовые законодательные ограничения к использованию достижений культуры, но далеко не все те, кто получил доступ к ним, были готовы освоить их и применять на практике.

Организация образования для тех слоев, которые были раньше отчуждены от культуры и просвещения, была и способом достижения некого социального равенства. В Саратовской губернии, также как в целом по стране, не удалось в необходимой мере преодолеть исторически сложившегося разрыва между культурой и массами. Это объясняется не только ограниченностью материальных ресурсов и недостатком профессиональных кадров, но и стратегическими ошибками советского правительства в отношении культурной политики.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на феномен поразительного политического энтузиазма трудящихся, характерного именно для этого периода и известного не только из архивных материалов, но и из кинофильмов, книг, мемуаров. Энтузиазм этот не был ни выдуманным, ни искусственным.

Лозунговый характер, доступный стиль пропаганды, настойчивость, с которой она проводилась, обеспечивали ее восприятие усвоение народом, причем не только поколением 1920-х годов, но и последующими. Возможно, это один из факторов, которым можно объяснить устойчивую ценность коммунистических идей и лозунгов и для многих живущих ныне.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах.

Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

С ликвидацией неграмотности в Советском Союзе завершился период народного просвещения. Культурно-просветительская деятельность вышла на качественно новый уровень.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)