Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения – «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

По данным обследования проведенного в 1894 году Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было – 60592 с 2970066 учащимися. Таким образом, охват населения системой образования был очень низкий.

Развитие системы школьного образования затруднялось также отсутствием закона о всеобщем обязательном обучении. Необходимо отметить, что к этому времени во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения, и было введено всеобщее обязательное обучение.

В конце XIX – начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся.

Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа.

С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы, как народные дома.

Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом, даже чайной, и торговой лавкой. При некоторых народных домах устраивались воскресные школы. Широкую известность приобрел Литовский народный дом гр. С.В.Паниной в Петербурге.

Интересно
Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие.

Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Школьнопедагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Так в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн. руб., из которых: 30,1 млн. руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн. руб. казенное ассигнование; 13 млн. пожертвования, средства. От платы за обучение и из других источников. Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться женское образование: «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы. Он поставил пометку: «Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности».

Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)».

В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Промышленный подъем, вызванный реформами С. Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования.

Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов ХIХ в. – 14 тыс., в 1907 г. – 35,5 тыс.).

Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов.

Различные формы внешкольного образования продолжали играть важную роль в просвещении народа.

Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительных учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В.А.Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры.

Слушатели учились на трех отделениях, программа которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Среди преподавателей курсов были такие ученые, как И.М. Сеченов, В.П. Волгин, В.И. Пичета и др.

В начале XX века учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии (по ускоренной программе). К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) – мужские семинарии.

Интересно
Учительские институты сохраняли значение основных центров подготовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г. Было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты. К концу 90-х – началу 900-х годов в постановке педагогического образования наметились некоторые сдвиги, открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагогический институт в Петербурге (1903).

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие ХХ в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет.

Самым популярным журналом была «Нива». В 1905 г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И.Д. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали «Библиотеку для самообразования» и другие книги для народа.

В первое десятилетие ХХ в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга низших слоев населения к знаниям.

После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г. на рассмотрение выноситься законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана.

Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г. согласно которым было резко увеличено государственное финансирование Министерства народного просвещения, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование. Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был.

Позже в 1910 году, было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ. Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении. К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть 3 %).

Интересно
К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся в России приходилось 59 человек; для сравнения: в Австрии – 143, в Великобритании – 152, в Германии – 175, в США – 213, во Франции – 148, в Японии – 146 человек. Средние учебные заведения Министерства народного просвещения на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями.

Мужские: гимназий − 441, прогимназий – 29, реальных училищ – 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии – 873, прогимназии – 92. Высшее образование в 1913-1914 гг было представлено 63 казенными, общественными, частными и ведомственными учебными заведениями высшей школы, в которых обучалось 123532 студента (из них 71379 – в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов.

«Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П.- Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II.

Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

  • 3-4 летний цикл начального образования;
  • 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений;
  • 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений);
  • высшие учебные заведения университетского или специального типа;
  • систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году.

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

В годы революции возникли народные университеты и просветительские рабочие общества.

Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

В 1906 г. и последующие годы народные университеты были созданы в столицах, некоторых губернских и уездных городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь). В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского.

Обсуждение вопроса в Государственной думе о создании этого университета вызвало резкую критику правых депутатов. «Если мы санкционируем почин Шанявского, – заявил лидер правых В.М.Пуришкевич, – то разрушим, в конце концов, Россию». Однако Дума приняла «Положение о народном университете».

Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола, материального достатка.

Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последний получали диплом о высшем образовании. В 1913-1914 гг. в Университете им. Шанявского учился Сергей Есенин.

Преподавание вели представители либерально-демократической научной интеллигенции Москвы (П.Н.Лебедев, А.Н.Реформатский, Ю.В.Готье и др.). Многие из ученых, которые здесь преподавали, покинули Московский университет в 1911 г. в знак протеста против реакционной политики тогдашнего министра народного просвещения Л.А-Кассо. В 1919 г., основные кафедры и кабинеты Университета им. Шанявского вошли в состав Московского университета.

К началу ХХ века в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны.

Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь» и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями.

В развитии культурно-информационного пространства продолжали сохранять свое значение газеты, журналы, книги. Их производство наряду с книжной торговлей приобретало в России в начале XX века характер крупного капиталистического предпринимательства.

Совершенствовалось типографское дело, типографии оснащались новыми машинами, внедрялось электричество, почтовые сообщения заменялись телефонной связью, что значительно ускоряло поступление информации в редакции. Первые телеграфные линии в России появились в 80-е годы, первоначально в Нижнем Новгороде, затем в столицах. В начале XX века телефонная связь существовала в большинстве губернских городов, между столицами и некоторыми крупными городами России.

Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредоточены в Москве и Петербурге. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX века занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века выпускалось 125 легальных газет, через 12 лет – уже более 1000, из них 827 газет – на русском языке.

Среди журналов большую популярность приобрели еженедельники, особенно «Нива» А.Ф.Маркса, издававшаяся с 1870 г. Это был самый распространенный «тонкий» журнал дореволюционной России. Его тираж, не превышавший вначале 9 тыс., к 1900 г. достиг 235 тыс. экземпляров.

Одним из лучших российских педагогических журналов был «Вестник воспитания». В журнале, демократическом по своей направленности, особое внимание уделялось вопросам начального, дошкольного и внешкольного образования, развитию детской литературы. Новым моментом в развитии периодики было возникновение нелегальной рабочей печати. Революция 1905 г. ликвидировала на некоторое время цензуру. После Манифеста 17 октября политические газеты впервые начали издаваться без предварительной цензуры.

Годы первой российской революции были временем наибольшего развития сатирической журналистики: печаталось около 400 сатирических и юмористических журналов («Зритель», «Пулемет», «Жупел» и др.). В «дни свободы» 1905 г. в Петербурге А.М. Горький стал издавать газету «Новая жизнь».

В конце 70-х годов XIX века началась деятельность крупнейших книгоиздателей России – А.С. Суворина и И.Д. Сытина.

А.С. Суворин (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет «Новое время», тираж которой доходил до 60-100 тыс. экземпляров. В Петербурге, Москве, Саратове (см. фото – Книжный магазин Суворина в пассаже Юренкова, Саратов) и других городах Суворин открыл книжные магазины.

Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками («Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва») Суворин издавал и общедоступную по ценам литературу.

Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

Начиная с 80-х годов XIX века выходила его «Дешевая библиотека», составившая 300 выпусков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII – первой половины XIX веков, произведения древнерусской литературы и сыграла большую роль в приобщении демократических слоев населения к произведениям отечественной классики.

И.Д. Сытин (1851-1934), выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Потом он открыл собственную литографию, где печатались различные лубочные картинки, имевшие широкий спрос. В конце XIX – начале XX веков.

Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле и книжной торговле. Его связывали дружеские отношения со многими деятелями русской культуры (Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горьким и др.). Под их влиянием он начал издание просветительской литературы для народа. Серия «Библиотека для самообразования» включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии.

К началу XX века Сытин практически сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа. Через офеней, которых он сумел привлечь к распространению выпускаемых им книг, миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России.

«Он приблизил к народу настоящую книгу. Он превратил в плоть и кровь благородные стремления лучших умов нашей интеллигенции – дать народу здоровую духовную пищу», – писал о Сытине педагог и автор детских книг Н. Тулупов.

В этот период изданием научно-популярной литературы для народа занимался Ф.Ф. Павленков (1839-1900). В 1899 г. его издательство выпустило «Научно-популярную библиотеку по естествознанию», серию из 40 книг. До 1917 г. эта серия выдержала 5 изданий.

Библиотеки продолжали во многом способствовать распространению книг и журналов, особенно в провинции.

Культурно-просветительская деятельность конца XIX века и начала ХХ века

Рост библиотек, их финансирование продолжались большей частью за счет общественной инициативы и добровольных пожертвований (на фото – Здание Народной аудитории и публичной библиотеки в Саратове – было построено по проекту архитектора Н. М. Проскурина и под наблюдением саратовского архитектора А. Н. Клементьева в 1901 году.).

Интересно
Много сделало для развития библиотечного дела земство. Из 10 тыс. общественных и народных библиотек, существовавших в 1904 г., около 4,5 тыс. были организованы земством, в основном, в сельской местности. В начале XX в. (данные 1914 г.) в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находилось при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%).

Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения. Народные библиотеки были главным образом в сельской местности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)