Просветительские телепередачи советской эпохи

Созданный в 1934 году отдел телевидения Всесоюзного радиокомитета возглавил А. Сальман. Первая передача регулярного малострочного телевидения (15 ноября 1934 г.) велась из Московского радиотрансляционного узла и длилась 25 минут. Это был эстрадный концерт.

Народный артист республики И.М. Москвин прочел рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара.

Среди первых передач малострочного телевидения значительное место занимали передачи на общественно-политические темы. По телевидению выступали нарком юстиции СССР Н. Крыленко и нарком здравоохранения Н. Семашко; рабочие-новаторы А. Стаханов, Н. Дюканов, Д. Канцедалов; герои летчики В. Чкалов, А. Беляков, Г. Байдуков; челюскинцы и первые Герои Советского Союза Н. Каманин, В. Молоков, М. Слепнев, С. Леваневский. В программы включались также концерты, фрагменты театральных спектаклей (по преимуществу – балетных и оперных).

Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Вот что писала ««Правда»» за несколько дней до начала регулярного вещания: «Обладатель радиоприемника в нашей стране может по радио только послушать оперу, концерт или сообщение о событии, но не увидеть его.

В ближайшие дни этот пробел будет восполнен: с 15 ноября Всесоюзный комитет по радиофикации приступает к регулярному телевидению. Два раза в пятидневку с 24-х часов будет передаваться в эфир не только звук, но и изображение.

Правда, в первое время очень немногие жители СССР смогут превратиться из радиослушателей в радиозрителей: для приема передач телевидения нужен специальный аппарат — телевизор, которым обладают только несколько сот радиолюбителей страны.

Но важно начать это большое дело, тем более, что московский завод «Физэлектроприбор» освоил производство советских телевизоров с экраном размером 6×9 см. Первая серия этих телевизоров в ближайшее время будет установлена на важнейших заводских радиоузлах для коллективного пользования».

В конце 1935 года ленинградский завод им. Козицкого начал выпуск телевизоров «Т-2». В 1936 году в Советском Союзе насчитывалось более двух тысяч телевизоров заводского производства (аппараты с диском Нипкова).

Телевизоры были установлены в рабочих клубах, красных уголках, Дворцах культуры, других общественных учреждениях. В 1949 году в продажу поступили телевизоры индивидуального пользования марки «17-Т-1», имевшие небольшой экран, но довольно четкое изображение.

Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм «Кинули» (о воспитании львенка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию.

Интересно
Детское вещание в Опытном ленинградском телецентре (ОЛТЦ) началось в январе 1939 года передачей «С Новым годом!». Много раз показывались представления кукольных театров. С. Образцов выступил со спектаклем «Кот в сапогах». Регулярно передавались небольшие концертные программы для детей.

Появился тележурнал «Телевизор», который рассказывал о пионерских и школьных делах. Среди развлекательных программ ОЛТЦ выделялся «ТТМ» – «Телевизионный театр миниатюр». Телеспектакли соединяли в себе драматические, музыкальные и балетные миниатюры, связанные интермедиями — диалогами, куплетами, песнями.

С июля 1939 года начала выходить еженедельная фотогазета. Фотографии, сопровождавшиеся дикторским текстом за кадром, рассказывали зрителям о важнейших событиях прошедшей недели.

Регулярное вещание электронного телевидения в Москве началось 10 марта 1939 года, в дни работы XVIII съезда ВКП (б) показом снятого Союзкинохроникой (по заказу отдела телевидения) фильма об открытии съезда. Передачи Московского телевидения велись пять раз в неделю. Каждый вечер демонстрировался театральный спектакль или кинофильм.

Учитывая быстрое развитие телевидения в стране, Совет Министров СССР 22 марта 1951 года принял постановление об образовании Центральной студии телевидения (ЦСТ) на технической базе Московского телецентра.

Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция передач для детей. В 1954 году в составе ЦСТ были созданы редакции промышленных, сельскохозяйственных, научно-популярных и спортивных передач.

Ежедневное телевизионное вещание в Москве началось в январе 1955 года, в Ленинграде – в октябре 1956 года. Рост аудитории телевидения вызвал потребность в дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей.

Первым видом вещания, адресованным определенной части телеаудитории, стали программы для детей. Затем возникли программы для молодежи), развитие стимулировалось телепередачами с VI Всемирного фестиваля молодежи).

С расширением зоны приема передач ЦСТ появились программы для работников сельского хозяйства. Увеличение объемов вещания позволило ввести учебные программы, начать передачи для воинов Советской Армии, для женщин, для родителей и т. д.

Интересно
В 1954-1958 гг. прочно заняли свое место в программах ЦСТ телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание», «Для вас, женщины», «Молодость», «Физкультура и спорт». В Ленинграде начинают выходить тележурналы «Наука и техника», «Мир и труд», «Молодой ленинградец», «Пулковский меридиан» и др.

Все студии телевидения, открывшиеся во второй половине 50-х годов, включали в свои программы не менее двух-трех ежемесячных журналов. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные выпуски, содержавшие информацию, построенную на местном материале.

Следуя традициям партийной печати, телевидение с середины 50-х годов начало вводить в повседневную практику вещания выступления знатных людей страны: рабочих-новаторов, передовых колхозников, делегатов партийных съездов, ученых, общественных деятелей.

Создание в 1956 году главной редакции политвещания ЦСТ способствовало серьезному улучшению публицистических программ. Ко второй половине 50-х годов относится возникновение новых важных направлений телевизионного вещания: учебных и научно-популярных передач и кинопрограмм.

Первыми учебными программами были серия передач «О происхождении жизни на Земле» (январь – март 1955 г.), учебный кинокурс «Автомобиль» (январь – май 1955 г.), цикл лекций и научно-популярных фильмов по основам агрономии и животноводства (октябрь 1955 г.– апрель 1956 г.).

Значение телевидения в общественной жизни страны отмечалось в постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения».

В постановлении намечались перспективы его совершенствования и подчеркивалось, что телевидение стало важным средством коммунистического воспитания народных масс, одним из основных источников информации населения о событиях в стране и за рубежом.

В этой связи отмечалось, что главной задачей телевидения является пропаганда решений съездов КПСС и пленумов Центрального Комитета партии, внутренней и внешней политики Советского государства, борьбы СССР за мирное решение международных вопросов.

Постановление ставило перед телевидением задачу полнее отражать советский образ жизни, труд людей, выполняющих грандиозную программу коммунистического строительства. ЦК КПСС рекомендовал широко пропагандировать по телевидению передовые методы производства и организации труда; наряду с выступлениями ученых и специалистов практиковать телевизионные репортажи из научных учреждений, лабораторий, колхозов, совхозов, с предприятий, строек, выставок. Постановление ЦК КПСС дало целостную, продуманную, широкую и конкретную программу дальнейшего развития советского телевидения.

В 60-е годы наблюдается широкое распространение разнообразных форм телепередач. Появились новые периодические рубрики: «Программа партии – программа твоей жизни», «Москва и москвичи», «Глазами исследователя», «Школа агрохимических знаний», «Экран международной жизни», «Экран большой химии», «Мир сегодня», «Новые книги», «Клуб кинопутешествий», «Клуб кинолюбителей», «Проспект молодости», «Горизонт», «Сельский клуб» и др. Зрители полюбили многие передачи, созданные Центральным телевидением в эти годы: «Знание», «В эфире — молодость», «Здоровье», «Кинопанорама», «Портреты мастеров искусств», «Кабачок «13 стульев».

Начавшиеся 8 ноября 1961 года передачи «Клуба веселых и находчивых» («КВН») дали возможность одновременного решения телевидением социальнопедагогических и развлекательных задач и оказали определенное влияние на развитие других форм вещания.

Возможности, впервые выявленные и развитые в передачах «КВН», были использованы впоследствии в ряде других циклов: «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», «От всей души» и т. д.

1967 год стал важной вехой в развитии советского телевидения. В год 50-летия Октября был введен в строй Останкинский телевизионный центр.

Видное место в программах ЦТ занял цикл передач «От всей души», заслужили популярность у зрителей и многие другие ведущие телевизионных программ – Ю. Белянчикова («Здоровье»), В. Севастьянов («Человек. Земля. Вселенная»), С. Капица («Очевидное – невероятное»), Ю. Сенкевич («Клуб кинопутешествий»), В. Песков («В мире животных»), О. Доброхотова («Ваше мнение»), Э. Беляева («Музыкальный киоск»), Р. Рождественский («Документальный экран»), А. Сурков («Литературные беседы»).

Главная редакция кинопрограмм Центрального телевидения готовила программы: «Документальный экран», «Кинопанорама», «Очевидное – невероятное», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», «Вечера телевидения социалистических стран», «В буднях великих строек», «В гостях уска зки»; – а также организовывала показ всех художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов.

«Очевидное – невероятное» (I пр., первая и третья суббота каждого месяца, 60 мин., 18.15). Ведущий — профессор С.П. Капица. Впервые передача, рассказывающая о проблемах науки и техники, о загадках природы, знакомящая телезрителей с открытиями, новыми изобретениями, вышла в эфир в 1973 году.

Ее авторы стремятся к тому, чтобы в каждом выпуске были элементы и «очевидного» и «невероятного». В эфир выходили передачи тематические, посвященные какой-нибудь одной сложной проблеме науки, – к примеру, об искусственном разуме, об агропромышленных комплексах, научным гипотезам о происхождении Вселенной.

Одна из передач была посвящена математической экономике. О ее проблемах рассказал директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, академик А.Г Аганбегян. Он познакомил телезрителей с моделью экономического развития района БАМа. В программах, затрагивающих такие сложные научные проблемы, особенно важно найти общий язык со зрителями, заинтересовать их, «втянуть в игру».

Авторам «Очевидного – невероятного» это нередко удается. В передаче, о которой идет речь, помощником ведущего стала… известная сказка о сороке-белобоке: оказывается, с точки зрения экономиста, эта народная притча может быть соотнесена с задачей по распределению ресурсов.

Сказочный «зачин» – не упрощение, а образное введение в сложную и очень важную тему, о которой идет профессиональный, но понятный широкой аудитории разговор. Рассказ академика А.Г. Аганбегяна об оптимальном плане и о массовом применении математических методов в народном хозяйстве удачно иллюстрировали фрагменты из документальных фильмов «Этюды завтрашнего дня», «Это мы», «Эти емкие доли секунды».

В этой интересной, полезной и высокоавторитетной передаче участвовал также известный советский ученый, лауреат Ленинской Государственной премий, а также Нобелевской премии, академик Л. В. Канторович.

Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов – «Центрнаучфильм» – советская и российская киностудия научно-популярных и учебных фильмов (г. Москва) – студия, работающая над фильмами со сценарной заявки до кинотеатрального, видео- и телевизионного проката.

Просветительские телепередачи советской эпохи

Документальные картины, созданные на ЦНФ, рассказывают об истории России, оборонных технологиях, архитектуре, религии, обычаях нашего многонационального государства. Циклы о секретах редких профессий, народных промыслах, научно-популярные ленты о природе и путешествиях, биографические очерки и любимый многими поколениями видеожурнал «Хочу всё знать» – визитные карточки студии.

В 70-х годах ХХ века студия выпускала свыше 300 фильмов в год, куда входили и периодические киножурналы. Всего за время своего существования выпустила более 10 тысяч научно-популярных, технико-пропагандистских, учебных, рекламных и художественных фильмов.

Один из них «Загадка пятого постулата. (1962)» повествует об истории возникновения неевклидовой геометрии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)