Современный этап государственной образовательной программы в области культуры и просвещения

В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности.

В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере образования, культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места – в регионы, в города, на муниципальный уровень.

В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Все это привело к тому, что культурно-досуговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения.

На рубеже ХХ-ХХI веков стали активно действовать коммерческие сегменты сферы культуры и досуга. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство – производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др.

Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития. Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры.

По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить.

Кроме того, современное развитие культурно-просветительской деятельности происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства.

Смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом, связанная с переходом к частной собственности (как основной форме общественных отношений) и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области, вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций образовательных учреждений и учреждений культуры.

Интересно
Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества – в стране появилась небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, разные социальные группы получили разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга.

Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнессреды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом.

Состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия.

Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации.

У основной части населения досуг тоже изменился – уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функциональная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга.

Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. У женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы.

Обращение к организованному досугу современного (принятого в развитых странах) типа. В России интенсивно развиваются такие виды досуга, как: обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, компьютеру); зарубежный и внутренний туризм; оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах; игровая деятельность (многообразные виды игр, включая квесты и азартные игры); посещение ресторанов, развлекательных центров; посещение обучающих центров.

В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения.

Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, популярных лекций, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения.

Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации.

Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа.

Досуг с помощью компьютера. Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

  • он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
  • индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;
  • экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
  • широкие возможности компьютерного моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;
  • сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.

Отрицательные влияние экранной культуры на досуговые занятия – опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи сужает их время, отводимое на активные формы досуга. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности.

У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры.

Если у подростка/что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика.

Это же молодой человек переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями.

Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:

  • невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;
  • многообразием досуговых потребностей основной части населения и стремительным развитием в общественной практике преимущественно развлекательно-игровых форм организованного досуга;
  • национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов поведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.

Известны и другие негативные (а иногда и опасные для жизни) последствия чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в социальных сетях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)