Культура и общество
Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом, с другой. Культура возникает вместе с обществом, и в этом смысле она является продуктом социальным в той же мере, в какой общество выступает культурным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. То и другое – формы внебиологической организации совместной жизнедеятельности людей.
Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. С. Кагану, культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или, по Э. Маркаряну, культура представляется как функция общества.
В разных социально-философских концепциях (от Платона до С. Л. Франка, от К. Маркса до П. Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти у всех них есть одна общая идея: общество – не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой люди объединены совокупностью связей (отношений).
Именно общественные связи (отношения) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь, должен вписаться в сеть наличных общественных отношений, социализироваться (обрести социальные роли), впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.
Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа этой деятельности. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обуславливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно-исторического общества.
Выделяют культуру производства, экономическую, политическую, правовую культуру, культуру религиозную, экологическую и прочую в зависимости от того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. При этом в качестве субъекта деятельности может выступать как отдельный индивид (личность), так и различные социальные группы и социальные институты (классы, этносы, профессиональные группы, поколения и т. д.), а также учреждения, организации, объединения (партии, союзы, коммерческие группы и т. д.). Культура выступает как способ связи общественного человека с предметом его деяний, и в этом смысле она сама предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.
Социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом (соответственно общественной шкале ценностей вырабатываются средства социального вознаграждения или наказания: слава, почет и уважение, материальные блага, богатство, или же общественное порицание, презрение, штраф, лишение свободы и даже жизни).
- Смена парадигмы мышления как фактор движения культуры
- Культура Нового времени XVII до начала XX вв
- Конфуцианско-даосистский тип культуры
- Индо-буддийский тип культуры
- Мир исламской культуры
- Характерные черты российского культурного генезиса
- Русская культура переход от язычества к православию
- Поворотные этапы в развитии отечественной культуры
- Разрыв между старой и новой культурами в России
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу