Культура и общество

Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом, с другой. Культура возникает вместе с обществом, и в этом смысле она является продуктом социальным в той же мере, в какой общество выступает культурным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. То и другое – формы внебиологической организации совместной жизнедеятельности людей.

Культуру в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и различие.

Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. С. Кагану, культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или, по Э. Маркаряну, культура представляется как функция общества.

В разных социально-философских концепциях (от Платона до С. Л. Франка, от К. Маркса до П. Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти у всех них есть одна общая идея: общество – не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой люди объединены совокупностью связей (отношений).

Именно общественные связи (отношения) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь, должен вписаться в сеть наличных общественных отношений, социализироваться (обрести социальные роли), впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм, основа этой деятельности. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обуславливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно-исторического общества.

Сформировавшийся в ходе исторического развития конкретный облик наличного общества определяет способы человеческой деятельности, определяет особенности культуры.

Выделяют культуру производства, экономическую, политическую, правовую культуру, культуру религиозную, экологическую и прочую в зависимости от того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. При этом в качестве субъекта деятельности может выступать как отдельный индивид (личность), так и различные социальные группы и социальные институты (классы, этносы, профессиональные группы, поколения и т. д.), а также учреждения, организации, объединения (партии, союзы, коммерческие группы и т. д.). Культура выступает как способ связи общественного человека с предметом его деяний, и в этом смысле она сама предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.

Таким образом, общество – это система отношений и институтов, т. е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.

Социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом (соответственно общественной шкале ценностей вырабатываются средства социального вознаграждения или наказания: слава, почет и уважение, материальные блага, богатство, или же общественное порицание, презрение, штраф, лишение свободы и даже жизни).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)