Краткий исторический обзор становления отечественной методики развития речи как науки

Начало научной разработки вопросов обучения детей родному языку в русской педагогике положили видные деятели народного образования и литературы, такие, как М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Л. Н.Толстой и др.). Все они выступали за воспитание и обучение детей на родном языке с раннего возраста, доказывали роль родного языка в развитии ребенка, разрабатывали основы педагогической науки.

Интересно
Большое внимание проблемам речевого развития и творчества детей уделял Л.Н.Толстой (1828-1910). Он искал средства обучения. Которые стимулировали бы развитие речи и творческих сил детей. Одним из таких средств Л. Н. Толстой считал интересные, тщательно подготовленные уроки по всем предметам и особенно написание детьми сочинений. В статье «Кому у кого учиться писать» писатель показал, как можно пробудить у детей желание сочинять. По его мнению, таким стимулирующим моментом является показ детям не только продукта, но и самого процесса творчества.

Создание первых сочинений в процессе совместной работы учителя и учеников дало возможность устранить разрыв между вкусом и творческими возможностями детей. Результат труда удовлетворял их художественные запросы и, таким образом, предупреждал неуверенность в своих силах, способствовал активизации творчества. Трудность этого вида деятельности Л. Н. Толстой видел в том, что ребенку из большого числа представляющихся мыслей и образов необходимо выбрать одну, облечь ее в слова, запомнить и отыскать для нее место, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим.

Успех в работе, по мнению писателя, в большой мере зависит от правильного подбора темы сочинений, их надо подбирать, учитывая особенности восприятия, интересы детей. То, что взрослым кажется простым, для ребенка представляет большую трудность. Требование описать простые предметы (хлеб, дерево) доводило детей почти до слез. В то же время предложение описать какое-либо событие было для ребят вроде подарка, они с радостью сочиняли целые рассказы. Л. Н. Толстой делает вывод, что темы для сочинений должны быть тесно связаны с опытом, эмоциональными переживаниями, обогащающими психику ребенка.

Много внимания писатель уделял детскому чтению. Он создал «Азбуку» и «Книги для чтения». Рассказы, помещенные в них, нашли широкое применение в дошкольных учреждениях. Л. Н. Толстой рекомендовал использовать беседы по прочитанному, так как они учат детей размышлять, развивают внимание и воображение. Писатель понимал, что учебно-воспитательная работа не может дать положительных результатов без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он приводит многочисленные примеры осуществления индивидуального подхода к детям.

Несмотря на то что Л. Н. Толстой явно идеализировал детей, его опыт работы с ними оказал большое влияние на методику обучения детей творческому рассказыванию и ознакомлению их с художественной литературой.

Интересно
Особое место среди прогрессивных педагогов XIX в. занимает К. Д. Ушинский (1824-1870). В его обширном наследии центральным является учение о родном языке. Основные теоретические положения относительно роли родного языка в формировании человека К. Д. Ушинский изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания».

Во-первых, по его мнению, язык – это результат воздействия на человека объективного мира и отношения человека к нему. Язык возник из потребности человека («слово родится из потребности, а не потребность из слова»).

Во-вторых, язык – это не что-то прирожденное, свойственное человеку изначально, и не какой-нибудь случайный дар, упавший с неба. Он есть труд бесконечно долгих трудов человечества.

В-третьих, язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа (опыт познания, опыт нравственной жизни народа; опыт эстетических воззрений), который передается посредством языка последующим поколениям.

В-четвертых, язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нем. Язык знакомит с обществом, с его историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.

Эти положения являются стержнем его педагогической концепции и определяют разработанную им методику обучения детей родному языку. К. Д. Ушинский ратует за то, чтобы начинать обучение не на иностранном, а именно на родном языке, чтобы «он пустил глубокие корни в духовную природу» ребенка.

А для этого необходимо реализовать следующие основные цели первоначального обучения:

  • развить дар слова, т. е. развить у детей способность самостоятельно выразить свою мысль;
  • усвоить формы языка, выработанные как народом, так и литературой;
  • практически усвоить грамматику, своеобразную логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли.

Все три цели, как подчеркивал К.Д. Ушинский, достигаются одновременно, а не последовательно. Чтобы осуществить намеченные цели, он предложил целостную стройную систему обучения родному языку: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения; показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, а также мышления, нравственных и эстетических чувств ребенка.

Интересно
Свою методику К.Д. Ушинский разрабатывал применительно к детям первых классов школы, однако большинство ее положений являются значимыми и для работы с малолетними детьми. Педагог неоднократно подчеркивал, что овладение родным языком должно начинаться задолго до школьного обучения.

В работе с малолетними детьми К.Д. Ушинский рекомендовал проводить «уроки» не более 30 минут, прерываясь на игры, пение народных песен и проводя другие формы работы (рассказы по картинкам из детской жизни, которые приучают детей отвечать на вопросы, рассказывать связно, ясно, непринужденно; упражнения, помогающие детям сравнивать предметы, находить общее и отличное, подготавливающие детей к чтению и письму).

Интересно
Взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в духовном становлении ребенка имеют основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку. Его идеи нашли горячий отклик среди таких видных деятелей дошкольного воспитания, как А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради и др.

Непосредственной ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Е.Н. Водовозова (1844-1923). В 1871 г. вышла в свет ее главная педагогическая работа «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», предназначенная для воспитателей и родителей. В ней нашли отражение основные взгляды Е. Н. Водовозовой на проблемы воспитания, развития и обучения детей именно дошкольного возраста.

По мнению педагога, в воспитании и развитии маленького ребенка особое значение имеет родной язык. Е. Н. Водовозова, вслед за К.Д.Ушинским, придерживалась принципа народности воспитания. Она также была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи: сказок, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песен, считая их богатейшим и ценнейшим материалом для развития речи ребенка, для воспитания любви к своему языку, своему народу, своей Родине.

Автор разработала методику развития у детей родной речи. Она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, методические рекомендации по использованию русского фольклора. Е. Н. Водовозова выступала против формального заучивания новых слов при обучении детей родному языку. Она считала, что каждое новое слово, особенно в младшем возрасте, должно связываться с конкретными впечатлениями детей, за каждым словом должен стоять конкретный образ. Она возражала против употребления в разговоре с ребенком слов, ему непонятных, требовала «чистоты и правильности русского языка» в семье и детских садах.

Большое внимание Е. Н. Водовозова придавала методам обучения родному языку, особенно беседам, которые она считала неотъемлемой частью жизни детей. По ее мнению, беседа должна сопровождать прогулки, экскурсии, наблюдения, занятия, повседневную жизнь ребенка. Е. Н. Водовозовой была разработана тематика бесед, предложены их образцы, даны практические указания к проведению бесед с детьми.

Огромное внимание педагог уделяла литературе. Сама будучи писательницей, она сформулировала требования к детской книге с точки зрения педагога, изложила свои взгляды на сказку, дала рекомендации по заучиванию стихотворений и басен.

Многие методические указания Е. Н. Водовозовой не устарели и представляют интерес и ценность для современного дошкольного воспитания в целом и для развития речи детей в частности. Благодаря усилиям отечественных педагогов прошлого складывалось общее представление об элементах теории речевого развития детей, определялись ее цели, задачи, формировались принципы, разрабатывалась методика первоначального обучения детей.

Однако в самостоятельную отрасль педагогической науки методика развития речи детей дошкольного возраста начала складываться лишь в 20-30-е гг. XX в. Это объяснялось массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания в эти годы. Государство включило детские сады в систему народного образования. Необходимо было теоретико-практическое переосмысление содержания и путей развития речи детей дошкольного возраста.

На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей с учетом современной жизни. Развитие умения ориентироваться в окружающем мире тесно связывалось с обогащением содержания речи. О необходимости развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни говорилось также и в первых программно-методических документах детского сада. Однако они были сильно заполитизированы, что нашло отражение в репертуаре книг для чтения, в темах для рассказывания, бесед, в подборе объектов для наблюдений.

Важнейшие изменения в работе детских садов произошли после Постановлений ЦК ВКП(б) и Совнаркома о школе (1934 – 1936 гг.), согласно которым устранялась перегрузка детей знаниями общественно-политического характера, усиливалась роль воспитателя в педагогическом процессе.

В 1938 г. было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада», в котором развитие речи выделилось в самостоятельный раздел. Главное внимание в нем уделялось культуре речевого общения, выразительности речи. В качестве основных средств решения задач выдвигались чтение и рассказывание. Однако разработка содержания методики требовала продолжения.

Большую роль в этом сыграла Е.И. Тихеева (1867-1944). Проблема родного языка была в центре ее внимания. Разделяя взгляды К.Д. Ушинского и Л. Н.Толстого, она следовала принципу народного воспитания, который стал основой обучения родному языку. Е.И. Тихеева считала язык «наставником рода человеческого, великим педагогом». Ее позиция – воспитание во всем многообразии должно осуществляться на фоне родного языка. Она первая из последователей К. Д. Ушинского употребила термин «обучение речи» в применении к дошкольному возрасту.

Е.И. Тихеева поставила перед педагогами одну из главных задач речевого развития детей. По ее мнению, родной язык не наука. Его цель не сообщать знания, а служить духовному развитию, развивать способность понимания чужой речи и умения своей речью передавать свой внутренний мир.

Е.И. Тихеева создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях, ведущими принципами которой являются следующие:

  • деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, и прежде всего в игре, через игру, в труде;
  • взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием);
  • наглядность в обучении – язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребенка в связи с ясным конкретным представлением;
  • постепенность и повторность. Е. И.Тихеева советовала постепенно увеличивать число предметов; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным, от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент, и т.д.

Много внимания Е. И.Тихеева уделяла отбору содержания речи. Основными условиями обогащения речи она считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях. В числе основных требований к занятиям она выдвигала связь их с интересами и опытом детей, «живое их проведение», возможности двигаться и экспериментировать. Наиболее полно Е. И.Тихеева разработала занятия по обогащению словаря и по «живому слову».

Е. И.Тихеева, как и К.Д.Ушинский, была против слишком раннего обучения детей иностранному языку. Она считала, что ребенка следует предварительно хорошо подготовить.

Большой интерес представляют разработанные Тихеевой средства, методы и приемы обучения детей родному языку, многие из которых широко используются в практике дошкольных учреждений и сегодня. Значительное влияние на развитие методики оказала Е.А.Флёрина (1889-1952). Обучение родному языку она рассматривала в русле традиций отечественной методики.

На первое место Е. А.Флёрина выдвигала содержание речи. Она считала, что для обогащения содержания речи необходим достаточный личный опыт ребенка. Самые продуктивные методы накопления опыта, по мнению Е.А.Флёриной, — наблюдения, игра, труд, эксперимент. Чем четче, конкретнее и эмоциональнее осуществляется накопление опыта, тем успешнее и с большим интересом дети опираются на него в разговорах и беседах.

Среди речевых задач Е. А. Флёрина выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, ее выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важными факторами речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детском учреждении.

Е.А. Флёриной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой, приобщению их к искусству слова. Ею определено значение художественной литературы в воспитании дошкольников, выделены особенности детского восприятия литературных произведений, выявлены критерии отбора произведений, дана классификация детских книг по тематическому принципу, детально разработана методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей.

Идеи Е. И.Тихеевой и Е.А.Флёриной нашли воплощение в программных документах, в которых раскрываются подробно задачи речевого развития.

В 1962 г. вышла «Программа воспитания в детском саду», согласно которой дети должны учиться говорить на лучших образцах родной речи. В ней впервые была разработана программа (в том числе и по развитию речи) для 4-летних детей (2-я младшая группа), введено новое название группы 6-летних детей («подготовительная к школе»), предусмотрена подготовка к грамоте, программный материал по развитию отдельных качеств речи отнесен к определенным видам деятельности детей. Однако задачи по связной речи в этой программе были сформулированы недостаточно конкретно, что затрудняло контроль за работой.

Вышедшие в 1964—1972 гг. переиздания программы в области развития речи лишь конкретизировали отдельные требования и уточняли списки рекомендуемой художественной литературы для детей.

В 1984 г. была издана «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду». В ней более детально разработан раздел «Развитие речи», в котором произведено разграничение задач развития речи и ознакомления с окружающим; заново сформулированы конкретные задачи воспитания звуковой культуры речи, словарной работы, формирования грамматического строя речи и элементарного осознания языковых явлений; усилено внимание к работе над смысловой стороной слова; работа по развитию связной речи включена со 2-й младшей группы.

XX век характеризуется не только усовершенствованием программно-методических документов, но и появлением научных исследований, которые условно можно разделить на несколько направлений:

  • исследования возрастных срезов — речь детей раннего возраста, речь детей, поступающих в школу, и пр. (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, А. П. Усова и др.);
  • исследования отдельных сфер языка и их отражения в речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) в виде возрастных срезов, в перспективном развитии, в условиях различных влияний (Е. И. Радина, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина, В.В.Гербо- ва, В. И.Логинова, Е. М.Струнина, А. М.Леушина, В. И.Яшина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Н.Ф. Виноградова, М. М.Алексеева, A. И. Максаков, Э. П. Короткова, А. М. Бородич, А. Г.Арушанова, B. И.Ядэшко, М.С.Лаврик и др.);
  • исследования речи детей в фило- и онтогенезе (Л. С. Выготский, М. И.Лисина, А.А.Леонтьев, А. Р.Лурия, А. В.Запорожец, Д. Б.Эльконин, А. Н. Гвоздев, А. Г. Рузская и др.);
  • исследования механизмов речи в их развитии (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев, А.М.Леушина, Ф.А.Сохин, А. М. Шахнарович, В. И.Логинова, М. И.Попова и др.);
  • исследования по видам творческой деятельности (Л. А. Пеньевская, Р. И.Жуковская, А. П. Усова, О. И. Соловьёва, Н.С. Карпинская, М. М. Конина, О.С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, Н.А.Ор- ланова, О. Н.Сомкова, О. В.Акулова и др.);
  • исследования особенностей восприятия художественных произведений (Р. И. Жуковская, О. И. Соловьева, А. В. Запорожец, Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Л.М. Гурович, Л.А. Таллер, А. И. Полозова, В. Н. Андросова и др.);
  • исследования осознания языка и речи (Д. Б. Эльконин, C . Н. Карпова, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова, Л.Е. Журова, М. М. Алексеева и др.);
  • исследования возможностей к обучению грамоте (А. И. Воскресенская, Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская и др.).

О перечисленных направлениях будет подробнее рассказано в последующих разделах. Поиск нового содержания и форм обучения родной речи продолжается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)